Даты: 1714 - 1723 гг., 1959-1965 гг. (реставрация)

Автор(ы): архитектор А. Шлютер, И. Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: музей

Объект входит в состав комплекса:
Дворцово-парковый ансамбль «Петергоф»
18 в., 19 в., 2-я пол. 20 в. (реставрация и восстановление)
Экстерьер

Монплезир расположен в восточной части Нижнего парка, прямо на берегу Финского залива. Дворец был построен по личному указанию Петра I в 1714—1723 годы архитекторами А. Шлютером, И. Ф. Браунштейном, Ж.-Б. Леблоном, Н. Микетти. Пётр лично выбрал место для дворца, а также определил его планировку и дал указания относительно отдельных элементов оформления. В переводе с французского монплезир (фр. mon plaisir) означает «моё удовольствие» — так назвал его Пётр I. Это был любимый дворец Петра I, его внутреннее и внешнее убранство отличают строгость и рациональность.

К центральному залу дворца примыкают шесть помещений, вместе образующие главный объём здания, от которого отходят галереи, завершающиеся павильонами-люстгаузами. Среди комнат особо надо выделить жилые — Кабинет и Спальню Петра Великого.

С Монплезиром связаны многие значимые события и личности русской истории. Естественно, Монплезир постоянно посещал Пётр I, здесь же проводились съезды двора, парадные приёмы, встречи императора с иностранными послами. Последний раз Пётр I был здесь в октябре 1724 года.

После смерти Петра I дворец превратился в своеобразный музей, посвящённый императору — после его кончины здесь ничего не менялось.

В 1725 году императрица Екатерина I устраивала в Монплезире торжественный приём для первых членов Академии Наук. Дворец активно использовался вплоть до времён Екатерины II, которая неоднократно устраивала в Парадном зале ужины для узкого круга приближённых.

В годы Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но разрушен не был.

В настоящее время в Монплезире представлена первая в России коллекция картин европейских художников 17—18 веков (картины приобретены самим императором). В Лаковом кабинете, оформленном в китайском стиле, на резных полочках-консолях, как и в 18 веке, выставлена коллекция китайского фарфора.

Вблизи расположены