Даты: 1782-1786 гг., 1786-1799 гг., 1800-1825 гг.

Автор(ы): архитектор Ч. Камерон, В. Бренна, А. Н. Воронихин, Д. Кварнеги, К. И. Росси

Архитектурный стиль: классицизм

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Государственный музей-заповедник «Павловск»

Объект входит в состав комплекса:
Павловский парк
1777 г., кон. 18 - нач.19 вв.
Экстерьер

Павловский дворец являлся летней резиденцией Павла I. Дворцово-парковый комплекс — памятник расцвета русского классицизма, он формировался на протяжении около 50 лет тремя поколениями архитекторов и оформителей: Чарлз Камерон, Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Карло Росси.

Земля для постройки резиденции была подарена Павлу Петровичу Екатериной II в честь рождения (12 декабря 1777 г.) его сына Александра (будущего императора Александра I).

Первый камень в основание Павловского дворца был заложен 25 мая 1782 года. Строительство велось на месте разобранного деревянного дворца Паульлюст по проекту британского архитектора Чарлза Камерона.

В 1778—1779 годах на месте, которое ныне занимает Павловский дворец, был выстроен небольшой деревянный дворец названный Пауллуст (нем. Paullust — Павлова утеха), а выше по течению реки дворец Мариенталь, получивший название в честь супруги Павла — Марии Федоровны (нем. Marientahl — долина Марии). Оба небольших дворца были решены по образцу домиков в имении отца Марии Федоровны, герцога Вюртембергского. В 1798 году на месте дворца Мариенталь была сооружена крепость «Бип».

Согласно общему проекту Камерона к 1786 году возвели главный корпус дворца кубического объёма с бельведером наверху, колонными портиками западного и восточного фасадов в палладианском стиле и двумя полуциркульными крытыми колоннадами с боковыми «службами». Фасад главного корпуса украсил тонкий лепной фриз с листьями аканта и три круглых барельефных медальона с аллегорическими изображениями Архитектуры, Скульптуры и Живописи. Также при дворец был разбит парк.

Взгляды Павла и Камерона часто не совпадали, главной претензией Павла I были размеры дворца: недостаточные для резиденции будущего императора России. Постоянное вмешательство Павла и великой княгини в планы архитектора вело к конфликтам, поэтому после 1786 года Камерон отказался от работ в селе Павловское. Строительными работами далее руководил швейцарский рисовальщик и декоратор Анри-Франсуа-Габриэль Виолье.

В 1788 году Павел, который предпочитал в качестве резиденции Гатчину, подарил село Павловское своей жене Марии Фёдоровне[1].

После коронации в 1796 году императора Павла и последовавшей отставки Камерона с должности архитектора императорского двора, на его место был назначен его помощник, итальянский архитектор Винченцо Бренна. Император настаивал на увеличении размеров Павловского дворца и перед Виченцо Бренна была поставлена задача его расширения и придания большей величественности и парадности.

Бренна надстроил служебные корпуса и галереи, сделав их двухэтажными, а также пристроил к служебным корпусам два полукруглых флигеля, таким образом почти замкнув парадный двор. Винченцо Бренна старался не нарушать целостность композиции, задуманной Камероном, поэтому центрального корпуса переделка не коснулась. Фасады новых корпусов архитектор декорировал лепниной: вензелями и коронами владельцев дворца, изображениями воинских доспехов и трофеев, а в торцах флигелей поставил четырехколонные порталы, сформировав таким образом целостный ансамбль.

В интерьерах Бренна завершил оформление спроектированных Камероном главных залов дворца – Итальянского и Греческого, создал оформление для Кавалерского и Большого (или Тронного) зала, Картинной галереи, Дворцовой церкви, нескольких кабинетов и других комнат.

В 1800-1801 годах в отделке внутренних помещений дворца также принимал участие Джакомо Кваренги. Он выполнил ряд интерьеров, в том числе самый большой интерьер в комплексе жилых покоев императрицы – Пилястровый кабинет. Также, при входе в Собственный садик, Кваренги пристроил две террасы украшенные мраморными балюстрадами и скульптурными изображениями льва и львицы.

После убийства императора Павла Петровича 12 (24) марта 1801 года Винченцо Бренна уехал из России. Отделочные работы в парадных залах Большого дворца были завершены в 1802 году, а в 1803 году во дворце произошёл пожар уничтоживший интерьеры. Восстановление дворца было поручено архитектору Андрею Никифоровичу Воронихину. Воронихин восстановил Египетский вестибюль по проекту Камерона, расширил галерею северного флигеля устроив мраморное крыльцо с балюстрадами (галерея строилась в 1795—1797 годах по проекту Бренны как летняя открытая столовая), а также создал интерьер с застеклённой полуротондой, выходящий в Собственный садик – кабинет «Фонарик». Мебель для интерьера кабинета также была изготовлена по рисункам Воронихина. Фасад кабинета «Фонарик» украшают парные фигуры кариатид выполненные по моделям скульптора В.И. Демут-Малиновского.

В 1805—1807 годах итальянский декоратор Пьетро ди Готтардо Гонзаго расписал фресками стену и потолок галереи северного флигеля, обращенную в сторону р. Славянки. Гонзаго изобразил уходящие в даль перспективы колоннад, украшенных статуями, широкие залы и величественные лестницы. В честь своего оформителя галерея и получила своё название. Помимо оформления галлереи Гонзаго также расписал плафон Тронного зала, а ранее, в 1798—1799 годах, создал эскизы росписи плафонов новых парадных интерьеров Большого дворца. Но более всего Гонзаго выразил себя в обустройстве Павловского парка.

По определению А. М. Эфроса, «Павловск — энциклопедия Гонзаго. Нигде он не проявил себя полнее, многообразнее и, может быть, совершеннее… Нигде он не был больше самим собой»[2].

В 1822—1824 годах архитектор Карло Росси для размещения библиотеки надстроил северную галерею (Галерею Гонзаго) вторым этажом с большими арочными окнами, обрамлёнными орнаментом из розеток.

Таким образом, в начале 19 века была завершена отделка фасадов дворца со стороны Собственного садика и в целом завершилось создание ансамбля Павловского дворца которое продолжалось на протяжении 50 лет. В процессе создания ансамбля можно выделить три основных этапа:

  • первый этап, с 1782 по 1786 годы, это основание и планировка загородной усадьбы архитектором Чарльзом Камероном,
  • второй этап — превращение усадьбы в императорский дворец с парками и парадными залами архитектором Виченцо Бренна,
  • третий этап: художественно-оформительская отделка зодчими Воронихиным, Кваренги, Росси, а также художником Пьетро Гонзаго.

Литература и источники1. Пригороды Ленинграда. В. Шварц. Л.-М.: Искусство, 1967. 2. Гонзаго в Павловске. Мастера разных эпох. А.М. Эфрос. Москва: Советский художник, 1979. — С. 69—71. 3. Павловск. Художественно-исторический очерк и путеводитель. В.Я. Курбатов. Санкт-Петербург, 1912. 4. Павловск. Путеводитель по дворцу и парку. А.М. Кучумов. Ленинград, 1975. 5. Дворец в Павловске. А.И. Зеленова. Лениздат, 1986.

Вблизи расположены