Здесь располагался Павловский музыкальный «воксал», построенный в 1838 году по проекту архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. Ныне об этом свидетельствует памятный камень с табличкой на которой указано: «На этом месте 1 Июня (22 мая) 1838 года был открыт Павловский музыкальный ВОКЗАЛ крупнейший центр культурной жизни России». Рядом с «воксалом» заканчивалась первая железная дорога в России, соединившая Павловск с Петербургом. Первоначально музыкальные вечера здесь носили развлекательный характер, но через 40 лет они стали играть важную культурную роль. В 19 — начале 20 веков, в летние месяцы, здесь сосредоточивалась концертная жизнь Петербурга. Именно благодаря Павловскому «воксалу» появилось слово «вокзал» обозначающее «здание железнодорожной станции». За годы Великой Отечественной войны здание вокзала и железнодорожный перегон были разрушены. От ансамбля сохранились чугунный фонарь, чаша фонтана и здание вокзальной кухни.
В конце 1830-х годов: 30 октября 1837 года открылось движение по первой в России железной дороге. Сначала началось движение от Павловска до Царского Села, а затем и до Петербурга. Железнодорожные пути пролегали прямо через территорию Павловского парка, рассекая надвое район Большой звезды, и заканчиваясь вблизи берега реки Славянки.
Инициатору строительства железной дороги инженеру Францу Антону фон Герстнеру и тем, кто поддерживал его проект, пришлось потратить достаточно много сил, чтобы переубедить противников устройства железной дороги.
В докладной записке Николаю I, озаглавленной "О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск", Ф. Герстнер писал: "Теперь ходят гулять на Невский проспект, на набережные Невы, в Летний сад, а тогда будут с быстротой стрелы переноситься невидимою силою паров в Царское Село и Павловск и дышать там лучшим воздухом, нежели в низко лежащем городе". Однако многие высокопоставленные чиновники решительно возражали. "Раз есть водные пути, зачем еще железные дороги?"- риторически вопрошал главный управляющий путями сообщения граф Толь. Министр финансов Канкрин утверждал, что не хватит угля для паровозов и придется истреблять леса.
Первый поезд, открывший движение по первой общественной железной дороге России (Царскосельская железная дорога) вёл сам Франц Герстнер. Сначала поездки совершались лишь по воскресным и праздничным дням. С января 1838 года — ежедневно, но только на лошадях, выполнявших тяговую функцию, а с 4 апреля 1838 года — ежедневно с локомотивом.
Крохотные, по современным меркам, поезда перевернули привычные понятия о скорости и расстоянии. Новое средство сообщения со столицей стало привлекать в Павловск всё больше людей. Вокруг дворцового парка начали появляться дачные участки. Сюда приезжали на лето не только чиновники, отставные офицеры и генералы, промышленники и купцы, но и представители творческих профессий — художники, музыканты, артисты, писатели.
В Павловске неоднократно бывал Фёдор Михайлович Достоевский. Именно здесь происходят важные сцены его романа "Идиот".
Здание Павловского вокзала
В мае 1838 года было открыто здание Павловского вокзала, сыгравшее важную роль в русской культурной жизни 19 века.
Само слово вокзал (воксал) означало, в то время, увеселительное здание с концертным залом. Слово произошло от английского слова Vauxhall — название парка и увеселительного заведения в пригороде Лондона, принадлежавшего в 17 веке Джейн Вокс (Jane Vaux)[1]. Именно благодаря Павловскому «воксалу» в русском языке появилось слово «вокзал» обозначающее «здание железнодорожной станции».
Автором проекта здания был крупный русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802—1865).
Штакеншнейдер — автор проектов многих известных сооружений, украшающих Петербурга, в числе которых Мариинский дворец на Исаакиевской площади и дворец Белосельских-Белозерских на углу Невского проспекта и набережной реки Фонтанки.
Большое каменное здание Павловского вокзала, с расходящимися полукруглыми крыльями, по размерам, декоративному оформлению и разнообразию помещений совершенно не соответствовало обычному представлениюо железнодорожной станции. Здесь был устроен большой концертный зал, рассчитанный на несколько сот человек, а также ресторан и сад с фонтанами для отдыха.
Часто бывавший здесь драматург Н.В. Кукольник писал композитору М.И. Глинке: "Вообрази себе огромное здание, расположенное в полукруге, с открытыми галереями, великолепными залами, множеством отдельных номеров, весьма покойных и удобных. <...> Великолепная зала, с большим искусством расположенная архитектором Штакеншнейдером, строителем вокзала, украшенная множеством четырехгранных колонн, обширными хорами и весьма затейливым фонтаном, вся установлена столами и снабжена двумя роскошными буфетами".
Первоначально концертной эстрады не было: оркестр располагался на хорах и играл во время обеда, а вечерами для танцев. С такой развлекательной программы началась история Павловского музыкального вокзала. Со временем место в репертуаре заняли и серьезные симфонические произведения, стали организовывать концерты. Появилась эстрада, ряды стульев и постепенно концерты в Павловском вокзале начали привлекать всё более разнообразную аудиторию. Возрастающий интерес к музыкальным вечерам отразился и на уровне исполнения. Небольшие оркестры уступили место концертным ансамблям. Здесь выступали оркестры под управлением И. и И. Гунглей, И. Штрауса-сына (1856—65 и 1869) и его братьев, Б. Бильзе, Г. Мансфельда и других.
С начала 1880-х годов существовал постоянный симфонический оркестр Павловского вокзала (с 1890-х годов преимущественно из русских музыкантов). Плодотворной была деятельность дирижёра Н.В. Галкина — пропагандиста произведений композиторов «Могучей кучки» и их продолжателей (в 1892—1903 он проводил еженедельные вечера русской музыки). В начале 1900-х годов концертами дирижировали А.К. Глазунов, М.М. Ипполитов-Иванов и другие. В 1917 павловский и бывшие придворные оркестры были объединены (с 1921 года это Оркестр государственной академической филармонии, а с 1934 года Симфонический оркестр филармонии).
Музыкальные вечера в Павловском вокзале продолжались свыше ста лет. Концертный зал Павловска называли первой русской филармонией, на его Эстраде выступали не только выдающиеся дирижеры. Здесь не раз звучал могучий голос Ф.И. Шаляпина, пели известные вокалисты И. Ершов, М. и Н. Фигнеры, М. Долина, И. Тартаков, А. Вяльцева, играли инструменталисты: скрипач И. Смит, виолончелисты А. Вержбилович, Э. Жакобс и другие видные мастера музыкального искусства.
1. Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю.С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.