Павловский дворец являлся летней резиденцией Павла I. Дворцово-парковый комплекс — памятник расцвета русского классицизма, он формировался на протяжении около 50 лет тремя поколениями архитекторов и оформителей: Чарлз Камерон, Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Карло Росси.
Земля для постройки резиденции была подарена Павлу Петровичу Екатериной II в честь рождения (12 декабря 1777 года) его сына Александра (будущего императора Александра I).
Первый камень в основание Павловского дворца был заложен 25 мая 1782 года. Строительство велось на месте разобранного деревянного дворца Паульлюст по проекту британского архитектора Чарлза Камерона.
В 1778–1779 годах на месте, которое ныне занимает Павловский дворец, был выстроен небольшой деревянный дворец названный Пауллуст (нем. Paullust — Павлова утеха), а выше по течению реки дворец Мариенталь, получивший название в честь супруги Павла — Марии Федоровны (нем. Marientahl — долина Марии). Оба небольших дворца были решены по образцу домиков в имении отца Марии Федоровны, герцога Вюртембергского. В 1798 году на месте дворца Мариенталь была сооружена крепость «Бип».
Согласно общему проекту Камерона к 1786 году возвели главный корпус дворца кубического объёма с бельведером наверху, колонными портиками западного и восточного фасадов в палладианском стиле и двумя полуциркульными крытыми колоннадами с боковыми «службами».

Главный корпус Павловского дворца
Вид с северо-запада.
Фасад главного корпуса украсил тонкий лепной фриз с листьями аканта и три круглых барельефных медальона с аллегорическими изображениями Архитектуры, Скульптуры и Живописи. Также при дворец был разбит парк.

Дворцовая запруда и Павловский дворец
Вид с юго-запада.
Взгляды Павла и Камерона часто не совпадали, главной претензией Павла I были размеры дворца: недостаточные для резиденции будущего императора России. Постоянное вмешательство Павла и великой княгини в планы архитектора вело к конфликтам, поэтому после 1786 года Камерон отказался от работ в селе Павловское. Строительными работами далее руководил швейцарский рисовальщик и декоратор Анри-Франсуа-Габриэль Виолье.
В 1788 году Павел, который предпочитал в качестве резиденции Гатчину, подарил село Павловское своей жене Марии Фёдоровне[1].
После коронации в 1796 году императора Павла и последовавшей отставки Камерона с должности архитектора императорского двора, на его место был назначен его помощник, итальянский архитектор Винченцо Бренна. Император настаивал на увеличении размеров Павловского дворца и перед Виченцо Бренна была поставлена задача его расширения и придания большей величественности и парадности.
Бренна надстроил служебные корпуса и галереи, сделав их двухэтажными, а также пристроил к служебным корпусам два полукруглых флигеля, таким образом почти замкнув парадный двор.

Павловский дворец. Парадный двор.
Вид с востока.
Винченцо Бренна старался не нарушать целостность композиции, задуманной Камероном, поэтому центрального корпуса переделка не коснулась. Фасады новых корпусов архитектор декорировал лепниной: вензелями и коронами владельцев дворца, изображениями воинских доспехов и трофеев, а в торцах флигелей поставил четырехколонные порталы, сформировав таким образом целостный ансамбль.
В интерьерах Бренна завершил оформление спроектированных Камероном главных залов дворца – Итальянского и Греческого, создал оформление для Кавалерского и Большого (или Тронного) зала, Картинной галереи, Дворцовой церкви, нескольких кабинетов и других комнат.
В 1800–1801 годах в отделке внутренних помещений дворца также принимал участие Джакомо Кваренги. Он выполнил ряд интерьеров, в том числе самый большой интерьер в комплексе жилых покоев императрицы – Пилястровый кабинет. Также, при входе в Собственный садик, Кваренги пристроил две террасы украшенные мраморными балюстрадами и скульптурными изображениями льва и львицы.
После убийства императора Павла Петровича 12 (24) марта 1801 года Винченцо Бренна уехал из России. Отделочные работы в парадных залах Большого дворца были завершены в 1802 году, а в 1803 году во дворце произошёл пожар уничтоживший интерьеры. Восстановление дворца было поручено архитектору Андрею Никифоровичу Воронихину. Воронихин восстановил Египетский вестибюль по проекту Камерона, расширил галерею северного флигеля устроив мраморное крыльцо с балюстрадами (галерея строилась в 1795–1797 годах по проекту Бренны как летняя открытая столовая), а также создал интерьер с застеклённой полуротондой, выходящий в Собственный садик – кабинет «Фонарик». Мебель для интерьера кабинета также была изготовлена по рисункам Воронихина. Фасад кабинета «Фонарик» украшают парные фигуры кариатид выполненные по моделям скульптора В.И. Демут-Малиновского.
В 1805–1807 годах итальянский декоратор Пьетро ди Готтардо Гонзаго расписал фресками стену и потолок галереи северного флигеля, обращенную в сторону реки Славянки. Гонзаго изобразил уходящие в даль перспективы колоннад, украшенных статуями, широкие залы и величественные лестницы. В честь своего оформителя галерея и получила своё название.
Помимо оформления галлереи Гонзаго также расписал плафон Тронного зала, а ранее, в 1798–1799 годах, создал эскизы росписи плафонов новых парадных интерьеров Большого дворца. Но более всего Гонзаго выразил себя в обустройстве Павловского парка.
По определению А.М. Эфроса, «Павловск – энциклопедия Гонзаго. Нигде он не проявил себя полнее, многообразнее и, может быть, совершеннее… Нигде он не был больше самим собой»[2].
В 1822–1824 годах архитектор Карло Росси для размещения библиотеки надстроил северную галерею (Галерею Гонзаго) вторым этажом с большими арочными окнами, обрамлёнными орнаментом из розеток.
Таким образом, в начале 19 века была завершена отделка фасадов дворца со стороны Собственного садика и в целом завершилось создание ансамбля Павловского дворца которое продолжалось на протяжении 50 лет. В процессе создания ансамбля можно выделить три основных этапа:
- первый этап, с 1782 по 1786 годы, это основание и планировка загородной усадьбы архитектором Чарльзом Камероном,
- второй этап – превращение усадьбы в императорский дворец с парками и парадными залами архитектором Виченцо Бренна,
- третий этап: художественно-оформительская отделка зодчими Воронихиным, Кваренги, Росси, а также художником Пьетро Гонзаго.
1. Пригороды Ленинграда. В. Шварц. Л.-М.: Искусство, 1967.
2. Гонзаго в Павловске. Мастера разных эпох. А.М. Эфрос. Москва: Советский художник, 1979. — С. 69—71.
3. Павловск. Художественно-исторический очерк и путеводитель. В.Я. Курбатов. Санкт-Петербург, 1912.
4. Павловск. Путеводитель по дворцу и парку. А.М. Кучумов. Ленинград, 1975.
5. Дворец в Павловске. А.И. Зеленова. Лениздат, 1986.