Здесь, на берегу пруда, рядом с аллеей, ведущей в сторону дворца, в 1799 году построил дачу брат друга детства Павла I князь Алексей Куракин. В 1806 году её купил и перестроил князь Петр Иванович Багратион, а после расширения парка уступил её императрице Марии Фёдоровне[1]. В 1811-1812 годах, проданный в казну дом, был перестроен по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина (1759–1814) в парковый павильон. Вскоре он получил своё наименование – Павильон роз, так как был окружён розариями. Название, начертанное на французском языке на фронтоне, отвечало и характеру постройки и её окружению.
В 1814 году в Павловске готовились к встрече Александра I, возвращавшегося из Парижа после победоносного завершения войны против наполеоновской Франции. По этому случаю к павильону, с восточной стороны, пристроили большой танцевальный зал с круглым балконом по проекту архитектора Карла Ивановича Росси(1775–1849) и художника Пьетро ди Готтардо Гонзаго (1751–1831). Постройка нового зала была выполнена в спешном порядке, всего за семнадцать дней[2].
Торжественное событие состоялась в июле 1814 года, императора Александра I встречала мать — Мария Фёдоровна. На праздновании также присутствовали лицеисты, в том числе Александр Сергеевич Пушкин.
В 1810–1820-е годы Розовый павильон воспринимался как своего рода новый центр всего садово-паркового комплекса: его простота и уют привлекали множество гостей, в числе которых было немало деятелей культуры – поэтов, писателей, художников, артистов.
После 1917 года в павильоне проходили лекции и музейные выставки. Во время Великой Отечественной войны Розовый павильон сгорел. Восстановление павильоны было проведено в 1990-х годах.
В наши дни здесь проводятся литературные чтения и музыкальные вечера.
Архитектура
Розовый павильон в Павловском парке решён в стиле классицизм и имеет ясное, простое художественное решение. Квадратное в плане здание увенчано невысоким куполом. Все четыре фасада акцентированы колонными портиками. К восточному фасаду впоследствии был пристроен большой танцевальный зал и один из портиков, оказавшийся внутри здания, стал играть роль декорации[3].
Отделку внутренних помещений павильона нельзя назвать роскошной. В центре располагался круглый кабинет-ротонда, обставленный простой мебелью карельской березы и тополевого дерева, украшенный картинами и гравюрами. В четырех полукруглых окнах находились эоловы арфы — деревянные рамы с натянутыми струнами названные по имени Эола, древнегреческого бога ветров. Их струны звучали при каждом дуновении ветра.