Даты: 1789-1792 гг., 1811 г.

Автор(ы): арх. И. В. Неелов, арх. В. П. Стасов

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Мемориальный Музей-Лицей

Объект входит в состав комплекса:
Экстерьер

Здание, расположенное между Садовой улицей и Лицейским садом, было возведено как флигель Екатерининского дворца в 1789-1792 годах по проекту архитектора П. В. Неелова для детей цесаревича Павла Петровича. К 1811 году архитектор В. Стасов перестроил здание для размещения в нём учебного заведения, и в этом же году здесь открылся Императорский Царскосельский Лицей, где в первом наборе с 1811 по 1817 год, воспитывался А. С. Пушкин. Его комната, с окном на Церковный корпус, была на 4 этаже, и имела номер 14.

Здание возвели на месте церковной рощи, по проекту архитектора И. В. Неелова, для великих княжон - внучек императрицы. Постройкой этого флигеля завершилось формирование ансамбля Большого дворца.

Мысль о учебном заведении при дворце возникла ещё у Екатерины II.

Согласно преданию, сам Лагарп, «вольнолюбивый республиканец», приглашённый для воспитания старшего внука Екатерины, набросал проект лицея, но этот план остался только на бумаге.

При Александре I проект создания особой школы по соседству с дворцом возродился. В 1810 году великокняжеский флигель передали в ведение Министерства народного просвещения для размещения Императорского лицея. По замыслу Александра I, целью лицея было «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной и составленного из отличнейших воспитанников знатных фамилий».

В создании привилегированного вуза важнейшую роль сыграли министр народного просвещения А. К. Разумовский и заместитель министра юстиции М. М. Сперанский.

Через год архитектор В. Л. Стасов подготовил здание для нужд учебного заведения. Он выстроил новое крыльцо главного входа со стороны Певческого переулка и осуществил перепланировку помещений. Этажи связали овальные в плане каменные лестницы, заменившие прежние дубовые в торцах здания.

  • На первом этаже разместились комнаты наставников, лазарет и административные помещения.
  • На втором - столовая с буфетом, Малый конференц-зал и канцелярия.
  • На третьем - Большой зал, классы и библиотека.
  • Четвертый этаж занимали комнаты воспитанников.

19 октября 1811 года в здании был открыт Императорский царскосельский лицей - высшее учебное заведение, которое было создано с целью подготовки дворянских детей для государственной службы. Залы нового лицея были просторны и нарядны, а торжественный Большой зал украшен росписями на античные мотивы: в истории и культуре Древней Греции воспитатели Лицея черпали примеры для молодого поколения.

Царскосельский лицей являлся закрытым вузом, а его воспитанники находились на полном пансионе.

Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Лицеисты были строжайше изолированы также и от своих семей, так как влияние семьи оценивалось как начало, тормозящее развитие воспитанников в надлежащем духе. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.

Здесь, в первом наборе с 1811 по 1817 год, воспитывался А. С. Пушкин. Его комната, с окном на Церковный корпус, была на 4 этаже, и имела номер 14. Кроме Пушкина, в числе 29 воспитанников первого набора, были будущие знаменитости: поэты И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер, А. А. Дельвиг, мореплаватель Ф. Ф. Матюшкин, канцлер России князь А. М. Горчаков.

Шестилетний лицейский курс приравнивался к университетскому. За период обучения первого выпуска в Лицее сменилось несколько директоров. Среди них были известные общественные деятели Б. Ф. Малиновский, Е. А. Энгельгардт.

В лицее Пушкин и его однокурсники слушали Д. И. Будри (родного брата Ж. П. Марата - вождя Великой французской революции), встречались с Г. Р. Державиным, В. А. Жуковским, К. Н. Батюшковым, Н. М. Карамзиным и другими русскими поэтами, учеными и просветителями. Их обучение в Лицее совпало с Отечественной войной 1812 года. Через Царское Село под аркой, соединяющей Лицей и церковный корпус Большого дворца, проходили по Садовой улице к Павловскому шоссе и дальше к Москве гусары, гренадеры, казаки, уланы, ополченцы. Об этом событие А. С. Пушкин писал: Вы помните: текла за ратью рать, Со старшими мы братьями прощались И в сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать шел мимо нас...

В 1844 году, Лицей был переведён в Петербург и переименован в Александровский. Внутренние помещения здания были перепланированы под жилые комнаты. Здесь проживали служащие Царскосельского дворцового правления а за зданием, как собственное имя, закрепилось название прославленного учебного заведения.

В 1899 году, по просьбе общественноести, со стороны Большого дворца на фасаде Лицея поместили мраморную доску со словами: «Здесь воспитывался Александр Сергеевич Пушкин. 1811-1817 гг.».

К столетней годовщине Александровского Лицея, торжественно отмечавшейся в январе 1912 года, приурочена вторая мемориальная доска из белого мрамора с надписью: «В сем здании с 1811 по 1843 г. находился Императорский Лицей».

В 1918 году здание было национализировано и продолжалось использоваться под жилье. В 1920 году одну из квартир занимал Н. Л. Анциферов, в 1930-е годы здесь жил художник К. С. Петров-Водкин, в 1927-1928 годы - О. Э. Мандельштам.

Во время Великой Отечественной войны здание не получило значительных повреждений за исключением утраты в интерьерах.

После войны здание Царскосельского Лицея было передано Институту русской литературы Академии наук (Пушкинскому дому). Восстановительные работы выполнялись по проекту архитектора Л. Безверхнего.

В 1949 году здесь открылся Мемориальный музей Лицей.

Последние крупные работы по музеефикации помещений и реставрации производились в 1966-1974 годах.

Архитектура

Строгие классические фасады здания со скругленными углами гармонично сочетаются с дворцовым ансамблем и соединены с церковным флигелем переходом, опирающимся на три арки.

Фасад четырехэтажного флигеля расчленен на два яруса горизонтальной тягой между вторым и третьим этажами. Это членение подчеркнуто портиком из четырех колонн коринфского ордера, равных по высоте двум верхним этажам. Два нижних этажа служат как бы цоколем верхних этажей.

Вблизи расположены