Место бывшего Курзала

Даты: 1838 г.

Автор(ы): Архитектор А.И. Штакеншнейдер

Объект входит в состав комплекса:
Павловский парк
1777 г., кон. 18 - нач.19 вв.

В этом месте располагался концертный зал, построенный в 1838 году по проекту архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. Рядом с залом заканчивалась первая железная дорога в России, соединившая Павловск с Петербургом. После открытия музыкальные вечера здесь носили в основном развлекательный характер, но через 40 лет они начали играть важную роль. В 19 — начале 20 веков, в летние месяцы, здесь сосредоточивалась концертная жизнь Петербург. К сожалению, здание было сожжено немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.

В 1828 году умерла Мария Федоровна и новым владельцем Павловска стал брат Николая I Михаил Павлович, а затем другой великий князь - Константин Николаевич. Но они не заботились должным образом о дальнейшем благоустройстве и даже о сохранении всего, что уже было создано в Павловске.

В конце 1830-х годов: 30 октября 1837 года открылось движение по первой в России железной дороге. Сначала началось движение от Павловска до Царского Села, а затем и до Петербурга. Это дало новый импульс развитию этих мест. Железнодорожные пути пролегли прямо через территорию парка, рассекая надвое обширный район Большой звезды, они тянулись совсем рядом с Музыкальным залом, а заканчивались почти на берегу Славянки.

Инициатору строительства железной дороги инженеру Ф. Герстнеру и тем, кто поддерживал его проект, пришлось потратить немало сил, чтобы переубедить противников проекта.

В докладной записке Николаю I, озаглавленной "О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск", Ф. Герстнер писал: "Теперь ходят гулять на Невский проспект, на набережные Невы, в Летний сад, а тогда будут с быстротой стрелы переноситься невидимою силою паров в Царское Село и Павловск и дышать там лучшим воздухом, нежели в низко лежащем городе". Однако многие высокопоставленные чиновники решительно возражали. "Раз есть водные пути, зачем еще железные дороги?"- риторически вопрошал главный управляющий путями сообщения граф Толь. Министр финансов Канкрин утверждал, что не хватит угля для паровозов и придется истреблять леса. Сегодня абсурдность подобных доводов очевидна, но тогда с ними приходилось считаться, и они серьезно тормозили осуществление проекта.

В итоге все препятствия были преодолены и первый поезд, открывший движение по первой в России железной дороге вел сам Ф. Герстнер. Сначала поездки совершались лишь по воскресным и праздничным дням, потом - с января 1838 года - ежедневно, но только на лошадях, выполнявших функцию паровоза, и, наконец, с 4 апреля 1838 года - ежедневно, и уже с настоящим локомотивом.

Глядя на изображения тех лет, где совсем небольшие вагончики тянет такой же небольшой паровоз, трудно удержаться от снисходительной улыбки; между тем эти крохотные поезда, с грохотом и свистом катившие по тонкой нитке рельсов между Петербургом и Павловском (чтобы пассажиры меньше страдали от шума, в переднем открытом вагончике даже играл оркестр), в свое время начисто перевернули все привычные понятия о скорости и расстоянии.

Быстрое и удобное средство сообщения со столицей стало привлекать в Павловск все больше и больше людей, и вокруг дворцового парка начали появляться дачные участки, которые росли здесь, как грибы после дождя. Сюда охотно приезжали на лето не только чиновники всех рангов, отставные офицеры и генералы, промышленники и купцы, но и представители "свободных" профессий - художники, музыканты, артисты, писатели.

Известно, что в Павловске неоднократно бывал Ф.М. Достоевский, любивший эти места. Недаром важные сцены романа "Идиот" происходят здесь.

В мае 1838 года было открыто здание Павловского вокзала, которому суждено было сыграть важную роль в русской культурной жизни 19 века.

Автором проекта был крупный русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802—1865), строитель многих известных сооружений, украшающих центр Петербурга, в числе которых Мариинский дворец на Исаакиевской площади, дворец Белосельских-Белозерских на углу Невского проспекта и набережной реки Фонтанки и ряд других.

Большое каменное здание Павловского вокзала с расходящимися полукруглыми крыльями выглядело весьма импозантно. По размерам, оформлению, обилию и разнообразию помещений оно далеко выходило за пределы обычных представлений о железнодорожной станции, да и предназначалось практически не только для приобретения билетов и ожидания поезда. При вокзале имелся не только ресторан и сад с фонтанами для отдыха, но и большой концертный зал, рассчитанный на несколько сот человек.

Часто бывавший здесь драматург Н.В. Кукольник писал композитору М.И. Глинке: "Вообрази себе огромное здание, расположенное в полукруге, с открытыми галереями, великолепными залами, множеством отдельных номеров, весьма покойных и удобных. <...> Великолепная зала, с большим искусством расположенная архитектором Штакеншнейдером, строителем вокзала, украшенная множеством четырехгранных колонн, обширными хорами и весьма затейливым фонтаном, вся установлена столами и снабжена двумя роскошными буфетами".

Первоначально концертной эстрады не было: оркестр располагался на хорах и играл во время обеда, а вечерами - для танцев. Именно с такой чисто развлекательной программы началась история Павловского музыкального вокзала. Вскоре здесь стали организовывать настоящие концерты, куда публика приходила специально, чтобы слушать музыку, а не наслаждаться приятным звуковым десертом после сытного обеда. Появилась эстрада, стулья выстроились в ряды, за пюпитрами заняли места первоклассные скрипачи, виолончелисты, и постепенно концерты в Павловском вокзале стали привлекать все более разнообразную аудиторию.

Изначально здесь исполнялась преимущественно танцевальная музыка: вальсы, польки, галопы, но со временем прочное место в репертуаре заняли и серьезные симфонические произведения крупных форм.

Павловские концерты были столь популярными, что многие приезжали сюда из столицы только для того, чтобы побывать на них. Все возрастающий интерес к музыкальным вечерам отразился и на уровне исполнения: если вначале слух публики, в достаточной мере случайной и разношерстной, услаждали спрятанные на хорах и отнюдь не первоклассные небольшие оркестры - военный, тирольский, цыганский, то позднее они уступили место концертным ансамблям, мастерство которых отвечало самым высоким требованиям. Здесь выступали оркестры под управлением И. и И. Гунглей, И. Штрауса-сына (1856—65 и 1869) и его братьев, Б. Бильзе, Г. Мансфельда и др.

С начала 1880-х годов существовал постоянный симфонический оркестр Павловского вокзала (с 1890-х годов преимущественно из русских музыкантов). Плодотворной была деятельность дирижёра Н.В. Галкина — пропагандиста произведений композиторов «Могучей кучки» и их продолжателей (в 1892—1903 он проводил еженедельные вечера русской музыки).

В начале 1900-х годов концертами дирижировали А.К. Глазунов, М.М. Ипполитов-Иванов и другие.

В 1917 павловский и бывшие придворные оркестры были объединены (с 1921 года это Оркестр государственной академической филармонии, а с 1934 года Симфонический оркестр филармонии).

Музыкальные вечера в Павловском вокзале продолжались свыше ста лет, и роль их в развитии отечественной культуры трудно переоценить. Концертный зал Павловска называли первой русской филармонией, музыкальным оазисом Петербурга. На его Эстраде выступали не только выдающиеся дирижеры. Здесь не раз звучал могучий голос Ф.И. Шаляпина, здесь пели известные вокалисты И. Ершов, М. и Н. Фигнеры, М. Долина, И. Тартаков, А. Вяльцева, играли инструменталисты: скрипач И. Смит, виолончелисты А. Вержбилович, Э. Жакобс и другие видные мастера музыкального искусства.