Музей железнодорожного транспорта

Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации

Дата создания: 1813 г.

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Садовая, 50

С точной информацией о времени работы учреждения, стоимости посещения и проводимых мероприятиях можно ознакомиться на официальных ресурсах:

Сайт музея →
Страница музея во ВКонтакте →
Музей основан в 1813 году при институте инженеров путей сообщения. Это старейший технический музей России и один из старейших и уникальных научно-технических музеев в мире с богатейшей коллекцией, рассказывающей о создании и развитии железной дороги в Российской империи, Советском союзе и современной России. В залах можно увидеть макеты как современных локомотивов, так и ценнейшие исторические модели первых русских паровозов и первого русского поезда. Экспозиция музея также рассказывает об истории мостостроения, развития строительной техники и организации железнодорожного движения.

История музея

История музей берёт своё начало из фонда Института Корпуса инженеров путей сообщения, при открытии которого, для учебных целей, был устроен «особый зал» для моделей.

В Манифесте императора Александра I 1809 года об организации Института Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге (в Юсуповском дворце на Фонтанке) записано: « …в особой зале хранимы будут модели всех важных в России и других землях сооружений, существующие или только предназначенные, равно как и машины при гидравлических работах употребляемые…».

Первые модели поступили в «особую залу» в 1813 году. Сюда поступали различного рода экспонаты: модели, макеты, чертежи и документы, которые присылали организации, осуществлявшие строительство дорог, мостов, каналов и других сооружений в России.

В 1823 году музей вместе с институтом переводится в новое здание на Обуховском проспекте (ныне Московский проспект, 9). Музей расположился в двух надворных флигелях. В новом положении института устанавливалось, что музеем могут пользоваться не только студенты, но и все чины ведомства путей сообщения.

С 1862 года музей по определенным дням недели открывался для широкой публики. Коллекции музея непрерывно пополнялись новыми материалами.

Во второй половине 19 века большинство экспонатов поступило в виде даров различных учреждений, предприятий, отдельных граждан.

История постройки здания

25 июня (6 июля по новому стилю) 1896 года исполнялось 100 лет со дня рождения императора Николая I, сыгравшего большую роль в появлении первых железных дорог в России. Министр путей сообщения М.И. Хилков предложил основать в Петербурге в одном из зданий ведомства музей для различных моделей, сооружений, снарядов и машин с присвоением ему имени основателя железных дорог в России. Это предложение 22 июня 1896 года одобрил царствовавший в то время Николай II.

Помещение выделенного здания оказалось недостаточно для музея, носящего имя императора. Вследствие этого, Государственным Советом было решено построить новое здание на принадлежащей ведомству путей сообщения казённой земле (Юсупов сад), главным фасадом на Садовую улицу. Также было принято решение направить в Музей имени императора Николая I экспонаты железнодорожного и водного отделов России с Всемирной технической выставки в Париже 1900 года.

Как отмечалось в десятом номере журнала «Вестник путей сообщения» за 1901 году среди прибывших с выставки экспонатов «особого внимания заслуживают следующие предметы: модель «Плезир яхты» императора Петра I, панорама Сибирской железной дороги (доктора Пясецкого), модели ледокола «Байкал», мостов через реки Волхов и Енисей, новой паровозной сборной мастерской Николаевской железной дороги».

2 июня 1901 года в присутствии министра путей сообщения состоялась закладка здания музея. Работами по возведению здания руководил архитектор Петр Станиславович Купинский.

6 декабря 1902 года состоялось освящение и торжественное открытие Музея ведомства путей сообщения имени императора Николая I.

В 1903 году Музей посетил император Николай II. Он подарил музею некоторые личные вещи Николая I, ряд моделей, в том числе модель паровоза Ростово-Владикавказской железной дороги с именной табличкой «С.И. Кербедз. 1894 г.».

В 1904 году к зданию музея с южной стороны архитектором П.С. Купинским был пристроен двухэтажный павильон, а в 1910-1911 годах по проекту архитектора Евгения Евгеньевича фон Баумгартена был возведён левый корпус музея.

С началом Великой Отечественной войны музей закрыли, а ценные коллекции эвакуировали в Новосибирск. В годы войны здание получило серьезные повреждения. В марте 1944 года коллекции были возврещены. В 1948 году музей открыли для посетителей.

В 1987 году музей был преобразован в Центральный музей железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения. С 2004 года учредителем музея является Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Экспозиция музея

Экспозиция музея делится на 2 части - появление и развитие железных дорог и сооружений в 19 веке, и современное состояние железных дорог от середины 20 века, включая действующие экспонаты.

Залы музея и представленные в них экспозиции

  • Зал №1 - рассказывает о появлении и развитии железных дорог в мире и в Российской империи.
  • Зал №2 - Мостостроение - здесь представлены разнообразные модели железнодорожных мостов.
  • Зал №3 - Подвижной состав - в зале можно познакомиться с моделями и фотографиям отражающими историю отечественного паровозо- и вагоностроения до начала 20 века.
  • Зал №4 - Железные дороги в Великой Отечественной войне - экспозиция зала посвящена функционированию железной дороги в 1941-1945 годах, а также восстановлению разрушенных железных дорог и инфраструктуры.
  • Зал №5 - Строительные и дорожные машины - зал рассказывает о процессе строительства, содержания и ремонта путей. Здесь представлены различные модели, демонстрируется устройство железнодорожного полотна.
  • Зал №6 - здесь можно ознакомиться с действующим макетом механизированной сортировочной горки, прототипом которого стала первая в стране механизированная горка, введённая в эксплуатацию в 1935 году.
  • Зал №7 - Локомотивостроение - экспозицию зала составляют модели самых известных отечественных локомотивов разных лет.
  • Зал №8 - Вагоностроение - в зале можно изучить различные конструкции специализированных вагонов, а также историю их развития.
  • Зал №9 - Организация движения поездов - экспозиция рассказывает о работе дежурных по станции и диспетчеров, в зале представлен большой макет электрифицированного участка железной дороги со станциями и поездами.
  • Зал №10 рассказывает о истории Санкт-Петербургского метрополитена и его функционировании.

В фондах музея железнодорожного транспорта хранится более 70 тысяч предметов, отражающих историю развития российских железных дорог за весь период их существования.