Достопримечательности Санкт-Петербурга /
Монументы и скульптуры Санкт-Петербурга

Памятник Николаю I

Исаакиевская площадь

Дата постройки: 1856-1859 гг.

Автор(ы) проекта: Архитектор О. Монферран. Скульптор П. К. Клодт, Н. А. Рамазанов, Р. К. Залеман

Архитектурный стиль: необарокко

Объект культурного наследия федерального значения

Экстерьер

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

Создание памятника Николаю I началось в 1856 году, сразу после смерти императора. Автором проекта был архитектор Огюст Монферран, модель конной статуи выполнил П. К. Клодт. Памятник является произведением монументального искусства в стилистике необарокко. Для своего времени это было техническое достижение, монумент стал первой в Европе конной статуей поставленной на две точки опоры (задние ноги коня).
Описание

Работы по проектированию монумента были начаты по Высочайшему повелению императора Александра II в феврале 1856 года, в первую годовщину смерти императора Николая I. Предложить проект памятника было поручено Огюсту Монферрану (строителю Исаакиевского собора). Проект Монферрана был утвержден в мае 1856 года, а через месяц было определено и место установки: напротив Мариинского дворца, лицом к Исаакиевскому собору.

Работы над памятником шли с 1856 по 1859 год. В его создании участвовал ряд скульпторов: модель конной статуи Николая I выполнил П. К. Клодт, над постаментом работали Н. А. Рамазанов и Р.  К. Залеман.

Открытие памятника состоялось 25 июня (7 июля) 1859 года.

На создание памятник было потрачено 753 тыс. рублей серебром. На отливку статуи ушло около 1300 пудов (21.3 тонны) металла.

Для своего времени памятник считался техническим чудом, это была первая в Европе конная статуя, поставленная на две точки опоры (задние ноги коня).

Впервые такое решение было применено при создании памятника президенту Эндрю Джексону перед Белым домом в столице США, в 1852 году.

Первоначально у памятника Николаю I не было ограды, её установили позже, в 1860 году. Автором ограды был архитектор Л. Л. Бонштедт.

После Октябрьской революции неоднократно поднимался вопрос о сносе памятника, но благодаря своей уникальной особенности (установке статуи на две опоры) он был признан шедевром инженерной мысли и не был уничтожен в советское время.

В 1940 году ограда памятника была демонтирована. Её воссоздали в 1992 году на заводе «Монументскульптура».

Архитектура

Памятник представляет собой 6-метровую конную статую Николая I выполненную из бронзы и установленную на пьедестале. Император изображён в парадном мундире Лейб-гвардии Конного полка. Общая высота памятника составляет 16,3 м.

Отливку конной статуи и двух барельефов исполнил сам Клодт в литейной мастерской Академии художеств. Остальные бронзовые части памятника были изготовлены гальванопластическим заводом. Конной натурой для Клодта послужил любимый жеребец Николая I Амалатбек.

Многоярусный постамент памятника работы Огюста Монферрана имеет эллиптическую форму. Пьедестал поставлен на невысоком стилобате из красного финляндского гранита с тремя ступенями. Нижняя часть пьедестала исполнена из темно-серого сердобольского гранита и красного шокшинского порфира; средняя часть, украшенная бронзовыми барельефами, изготовлена из красного финляндского гранита, а верхняя — из красного шокшинского порфира. Подножие конной статуи выполнено из белого каррарского мрамора (Италия).

Четыре барельефа расположенные на пьедестале рассказывают о знаковых событиях тридцатилетнего правления Николая I:

  1. «14 декабря 1825 г.» (молодой Николай I отправляется на площадь для усмирения бунта (восстание декабристов)),
  2. «Появление Николая I на Сенной площади во время холерного бунта 1831 г.»,
  3. «Открытие моста на Николаевской жел. дороге. 1851 г.»,
  4. «Утверждение Свода законов. 1832 г.» (Николай I награждает М. М. Сперанского, завершившего составление Полного собрания законов и Свода законов Российской империи).

Первые три барельфе выполнены скульпором Н. А. Рамазановым, «Утверждение Свода законов. 1832 г.» исполнил скульптор Р. К. Залеман, который также изготовил арматуру, орнаменты на пьедестале и аллегорические скульптуры: «Правосудие», «Сила», «Мудрость» и «Вера».

Лица фигур имеют портретное сходство с императрицей Александрой Федоровной и дочерьми Николая I - Марией, Ольгой и Александрой.

Между двумя первыми статуями находится бронзовый позолоченный государственный герб, под которым распложена надпись: «Николаю I — Императору Всероссийскому. 1859-й».

Литература и источники

1. Лит.: Калинин Б. Н., Юревич П. П. Памятники и мемориальные доски Ленинграда: Справ. 3-е изд., доп. и перераб. Л., 1979;

2. Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. Г. Раскин. Л., 1991.

Вблизи расположены

Copyright © Madyudya Denis 2015-2019