Маршрут обзорной экскурсии по историческому центру Санкт-Петербурга для самостоятельных путешественников, включающий главные достопримечательности северной столицы России.
Маршрут начинается от станции метро Горьковская и заканчивается на Стрелке Васильевского острова. Общая длина маршрута составляет около 14 км. Для того чтобы пройти маршрут пешком с остановками на отдых, но без посещения достопримечательностей (без знакомства с экспозициями музеев, в особенности Русского музея и Эрмитажа) достаточно одного дня.
Для подробного ознакомления с достопримечательностями и экспозициями музеев, маршрут можно разбить на отдельные участки и пройти его в течение нескольких дней.
Во время прогулки по парку и осмотра крепости вы пройдёте около 2–2,5 км.
Станция метро Горьковская (синяя линия) расположена на Петроградском острове, вблизи Петропавловской крепости. Выйдя из наземного вестибюля станции мы окажемся в Александровском парке. Повернём направо и прогуляемся по парку на юг до Заячьего острова на котором располагается Петропавловская крепость.
При выходе из вестибюля метро нельзя не обратить внимание на Соборную мечеть, 47-метровые минареты которой возвышающиеся над деревьями. Мечеть возведена в 1909—1920 годах по проекту архитектора Николая Васильевича Васильева. Недалеко от выхода из метро, в самом парке со стороны Каменноостровского проспекта, находится памятник посвященный героической гибели миноносца «Стерегущий» в бою Русско-японской войны. В самом парке находится здание Ортопедического института с майоликовым образом «Богоматерь с младенцем» на фасаде, который был выполнен по эскизу известного художника Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина
Петропавловская крепость была заложена в мае 1703 года, во время Северной войны между Шведским королевством и Русским царством (1700—1721 гг.), став градообразующим ядром Санкт-Петербурга. Огнём своих орудий она должна была перекрывать фарватеры двух крупнейших рукавов дельты реки: Невы и Большой Невки.
Крепость на Заячьем острове у правого (северного) берега Невы была заложена 16 (27) мая 1703 года по совместному плану Петра I и Жозефа Ламбера де Герена. С августа 1703 до 1728 года работами в крепости руководил архитектор Д. Трезини. Крепость является историческим ядром Петербурга. Ныне крепость входит в состав Музея истории Санкт-Петербурга.
Подробнее →Основанная в устье Невы крепость первоначально называлась Санкт-Питер-бурх (нидерл. Sankt Pieter Burch — «Крепость Святого Петра»). Позднее по названию Петропавловского собора она стала называться Петропавловской.
Собор занимает главное место в ансамбле Петропавловской крепости и является усыпальницей русских императоров. Решение о его постройке принял Пётр Первый, он считал, что новая Россия нуждается в архитектуре, способной выразить идеи времени. Также утверждая роль Петербурга как столицы России, Пётр желал возвести храм, который поднялся бы выше колокольни Ивана Великого. Архитектором собора, решённого в стиле петровского барокко, был Доменико Андреа Трезини. До 2012 года Петропавловский собор высотой 122,5 метра был самым высоким зданием Петербурга.
Подробнее →В Петропавловской крепости можно посетить несколько музеев и экспозиций Государственного музея истории Петербурга:
Также в крепости проходят различные временные выставки. Рядом с крепостью, на её кронверке, располагается здание Нового арсенала в котором находится Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Путь от крепости до крейсера Аврора и обратно составит около 2 км.
После осмотра крепости направимся на восток, пересечём Каменоостровский проспект по пешеходному переходу у улицы Куйбышева и выйдем на старейшую площадь Петербурга.
По пути нельзя не обратить внимание на расположенный рядом с площадью бывший особняк прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской (ныне музей политической истории России).
Одновременно с основанием Петропавловской крепости началось освоение Городового острова (одно из исторических названий Петроградского острова), здесь появилась первая площадь будущего города — Троицкая (ныне Троицкая площадь Петроградской стороны), а на прилегающих территориях образовался торгово-административный центр.
В начале 18 века здесь появились первые промышленные предприятия города: зелейный (пороховой) завод, «Инструментальная изба», Монетный двор. А также сформировались первые слободы, в которых жили мастеровые, ремесленники, торговцы и расквартировывались гарнизонные полки. Разделение шло в соответствии с социальным положением, этнической и профессиональной принадлежностью жителей.
Название площади дал деревянный Троице-Петровский собор (не сохранился). С его ступеней впервые объявляли царские указы. Здесь же был зачитан текст заключённого со шведами мирного договора, Пётр I принял титул императора, а Россия стала империей
В 2002—2003 годах, к 300-летию Петербурга, в память о первом храме города на площади была возведена Храм-часовня Святой Троицы. Часовня расположена не на историческом месте собора, так как при её создании ставилась задача не нарушить существующий ансамбль площади.
Из построек того времени сохранился только деревянный Домик Петра Первого, расположенный у Петровской набережной, в 500 метрах на восток от Петропавловской крепости.
Домик Петра Первого считается самым первым и старым строением Петербурга, а также является первым в России мемориальным музеем-памятником. Он был выстроен в мае 1703 года солдатами-плотниками. Пётр жил здесь в летнее время с 1703 по 1708 год. В 1723 году, по решению самого Петра, для защиты дома от непогоды вокруг него возвели деревянную галерею с крышей — «футляр». В 1784 году Футляр домика стал каменным, а в 1844 году получил современный облик. В 1930 году здесь был открыт музей, где представлены подлинные вещи Петра Первого.
Подробнее →Проследуем по Петровской набережной далее на восток, до её окончания у Большой Невки. Здесь в 400 метрах от Домика Петра на Петроградской набережной стоит самый известный корабль России — крейсер Аврора.
«Аврора» — крейсер 1-го ранга Балтийского флота типа «Диана», памятник истории России. Корабль принял участие в трёх войнах и революционных событиях февраля-октября 1917 года. В 1948 году он был поставлен на «вечную» стоянку у Петроградской набережной (у истока Большой Невки). С 1956 года на крейсере размещается филиал Центрального военно-морского музея.
Подробнее →Крейсер стоит у созданного в 1944 году Нахимовского военно-морского училища не случайно, до 1956 года он служил его учебной базой.
Вернемся по Петровской набережной назад, к Троицкому мосту. Для того чтобы полюбоваться панорамой Петропавловской крепости и Дворцовой набережной, нам потребуется перейти на правую сторону моста, а для этого необходимо вернуться к улице Куйбышева.
Путь до Михайловского замка с прогулкой по Летнему саду составит примерно 2,5 км.
Один из красивейших мостов Петербурга перекинут через Большую Неву и соединяет Петроградскую сторону с центральной частью города. Построен мост в 1897—1903 годах, ранее в этом месте располагался плашкоутный Троицкий мост. Разработку проекта моста и его строительство вела французская фирма «Батиньоль». Элементы оформления моста решены в стиле модерн. До возведения в 1965 году моста Александра Невского, Троицкий мост оставался самым длинным в городе (582 м). По оси Троицкого моста проходит Пулковский меридиан.
Подробнее →С Троицкого моста открывается панорама центра Петербурга раскинувшегося на берегах Невы. Вид на петропавловскую крепость, Стрелку Васильевского острова и Дворцовую набережную на западе, и Петровскую набережную, Летний сад и набережную Кутузова до Литейного моста на востоке.
На Дворцовой набережной своими размерами и фасадами выделяются (с запада на восток): Зимний дворец, Эрмитажный театр, Владимирский дворец, Ново-Михайловский и знаменитый Мраморный дворец — первое здание в Петербурге, фасады которого были облицованы натуральным камнем.
Перейдя по мосту 600 метров через Неву окажемся на Суворовской площади перед памятником Суворову.
Памятник прославленному полководцу, который за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, был установлен в 1801 году по велению императора Павла I. Автором памятника был скульптор Михаил Иванович Козловский. Монумент не имеет портретного сходства с фельдмаршалом, Суворов изображен в аллегорическом облике римского бога войны Марса. Это первый памятник в России установленный не царственной особе.
Подробнее →К югу от великого полководца располагается Марсово поле с монументом «Борцам Революции» и вечным огнём.
Это крупнейший мемориально-парковый комплекс в центре Санкт-Петербурга. Его площадь составляет почти 9 гектаров. В центре Марсова поля, на месте братской могилы участников Февральской и Октябрьской революции, расположен мемориал Борцам революции. С восточной стороны площадь ограничена Летним, а с южной Михайловским садами, северная сторона выходит к Неве и площади Суворова.
Подробнее →Ознакомившись с Марсовым полем направимся к Летнему саду, для этого вернёмся немного назад, пройдем вдоль Лебяжей канавки на север и, перейдя через Верхний Лебяжий мост, окажемся у знаменитой Невской ограды Летнего сада.
Летний сад — крупнейший парковый ансамбль центра Петербурга, памятник садово-паркового искусства первой трети 18 века. Сад был заложен по повелению Петра I в 1704 году. Над осуществлением проекта работали известные русские и иностранные архитекторы и садовники. Для украшения сада Петром Первым были заказаны в Италии мраморные статуи и бюсты. Почти одновременно с закладкой сада началось возведение и Летнего дворца.
Подробнее →В 100 метрах на север от ворот Невской ограды расположен Летний дворец Петра Первого.
Дворец Петра I в Летнем саду построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710—1714 годах. Это одно из старейших зданий Петербурга. Летний дворец состоит всего из 14-ти комнат и двух кухонь. Он предназначался для использования в тёплое время года (с мая по октябрь), поэтому стены достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Отделка дворца создана художниками А. Захаровым, И. Заварзиным, Ф. Матвеевым. Фасад украшен 29-ю барельефами выполненными немецким скульптором Андреасом Шлютером. На них в аллегорической форме изображены события Северной войны. Сейчас дворец является филиалом Русского музея.
Подробнее →После осмотра Летнего дворца и сада покинем его через южный вход напротив которого стоит возведенный по указу императора Павла Первого Михайловский замок.
Крупнейший памятник архитектуры, завершающий собой историю петербургского зодчества 18 века. Замок возведён по заказу императора Павла Первого в 1797—1801 годах и стал местом его смерти. Своим названием он обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде императора Павла (принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена) называть все свои дворцы «замками». Второе название — «Инженерный» произошло от находившегося здесь с 1819 года Главного инженерного училища.
Подробнее →Вход в Михайловский замок расположен с юга, чтобы попасть внутрь обойдем замок с восточной стороны. По пути к входу в замок мы подойдем к 1-му Инженерному мосту через реку Мойку, где на гранитном устое размещается известная миниатюрная анималистическая скульптура «Чижик-Пыжик». Она была установлена в 1994 году (скульптор Р. Габриадзе, архитектор В. Бухаев).
Обойдя замок мы выйдем к Инженерному скверу в центре которого стоит памятник Петру I, который первоначально планировалось установить на площади перед Зимним дворцом.
Статуя создана в первой половине 18 века и отлита при Императрице Елизавете Петровне в 1747 году. Это мог быть первый памятник Петербурга, но его установили только в 1800 году, по решению Павла I. Пётр представлен в образе полководца-победителя с фельдмаршальским жезлом в руке. С двух сторон высокого пьедестала размещены бронзовые барельефы с изображениями двух сражений Северной войны - Полтавского боя и боя при Гангуте. Это единственный в России образец конной статуи стиля барокко.
Подробнее →Путь до Невского проспекта составит около 1,5 км.
Посетив Михайловский замок выйдем к Садовой улице, пересечём её и пройдем на север. Здесь напротив замка располагается восточный вход в Михайловский сад. Прогулявшись по саду и рассмотрев северный фасад Михайловского дворца, выйдем из него на западе через ворота великолепной ограды собора Спаса на Крови и окажемся перед алтарной апсидой одного из самых красивых храмов России.
Храм-памятник событиям 1 марта 1881 года, когда на набережной Екатерининского канала в результате нападения народовольца И.И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II. Именно на том месте, где император получил ранение (выражение "на крови" указывает на кровь царя), на средства собранные по всей России и была возведена церковь. Девятиглавый храм является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства и уникальным памятником «русского» стиля в Петербурге. Храм вмещает 1600 человек, а его шатер возносится на высоту 81 метр (1981 – год гибели Александра II).
Подробнее →Вход в храм-музей расположен с севера. Ознакомившись с его убранством продолжим наш маршрут по набережной канала Грибоедова на юг. Здесь, вблизи храма, на углу набережной канала Грибоедова и Инженерной улицы, находится Корпус Бенуа — западный корпус Михайловского дворца. В Михайловском дворце размещается Государственный Русский музей. Главный вход во дворец и музей расположен с южной стороны, попасть туда можно войдя на территорию дворца через главные ворота выходящие на площадь Искусств.
Бывший великокняжеский дворец на площади Искусств – памятник архитектуры высокого классицизма. Идея постройки новой резиденции для князя Михаила Павловича принадлежала его отцу, императору Павлу I, воплотил же её Александр I. Дворец построен в 1819–1825 годах по проекту Карла Росси. 13 апреля 1895 года Именным Высочайшим Указом императора Николая II здесь был учреждён Русский музей императора Александра III. Ныне это Русский музей - уникальное хранилище художественных ценностей.
Подробнее →В центре площади Искусств, в Михайловском сквере, возвышается памятник великому поэту А.С. Пушкину.
Перед зданием Государственного Русского музея в Михайловском сквере располагается один из самых известных памятников Петербурга – памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Монумент был установлен в 1957 году, выполнен он скульптором М.К. Аникушиным и архитектором В.А. Петровым. Открытие памятника было приурочено к празднованию 250-летия Ленинграда.
Подробнее →Пересечём площадь минуя памятник на юг и выйдем к Михайловской улице. Это одна из самых коротких улиц Петербурга, её длина всего 200 метров. Пройдя Михайловскую улицу мы попадём на Невский проспект.
Путь по Невскому проспекту (с обзором его главных достопримечательностей) до Зимнего дворца составит около 2,5 км.
Повернём налево и пойдём по Невскому проспекту к бывшему Дому торгового товарищества «Братья Елисеевы».
В своё время это был самый роскошный магазин Петербурга и один из лучших винных погребов Европы. Здание возвели в начале 20 века, к 90-летию семейного дела, по решению внука основателя династии - Григория Елисеева. Автором проекта был архитектор Гавриил Васильевич Барановский, а аллегорические скульптуры на фасаде здания («Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука») выполнил скульптор Амандус Адамсон. В 1929 году, на втором этаже здания, открылся Театр сатиры — ныне Театр комедии им. Н.П. Акимова.
Подробнее →Пересечём проспект по пешеходному переходу у Елисеевского магазина и войдем в Екатерининский сквер. Перспектива сквера с памятником Екатерине II и фасадом Александринского театра в глубине — один из важнейших акцентов Невского проспекта. Свой исторический облик сквер получил в 1878 году.
Памятник императрице Екатерине II был открыт в 1873 году. Он создан авторским коллективом, в который вошли художник М.О. Микешин, скульптур М. Чижов и А. Опекушин, архитектор Д. Гримм. Высота фигуры Императрицы составляет более 4 метров, она держит в руках скипетр и лавровый венок, у ног императрицы корона Российской империи. Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи, среди которых государственный деятель Г. Потемкин, полководец А. Суворов и поэт Г. Державин.
Подробнее →Здание театра — выдающийся архитектурный памятник в стиле ампир, оно было возведено по проекту архитектора Карла Ивановича Росси в 1828—1832 годах став одним из крупнейших и технически совершенных театральных зданий Европы. Своё название театр получил в честь супруги императора Николая Первого — Александры Фёдоровны.
Подробнее →Перед Александринским театром располагается площадь Островского (часть площади занимает Екатерининский сквер). С востока площадь упирается в Аничков дворец, с запада в Здание Императорской Публичной библиотеки.
Вернемся к Невскому проспекту, повернём налево (на запад) и направимся, минуя здание библиотеки, к Гостиному двору. Гостиный двор занимает целый квартал между Невским проспектом, Садовой улицей, улицей Ломоносова и Перинной линией. В здание выходит вестибюль станции метро «Гостиный двор».
Гостиный двор, расположенный в центре Петербурга, был свидетелем многих памятных событий в жизни города. Его возведение длилось более двадцати лет — с 1761 по 1785 год, а само здание стало крупнейшим торговым помещением в Российской империи. Первоначальный проект Гостиного двора разработал Франческо Бартоломео Растрелли, но в ходе постройки здания он был переработан архитектором Жан Батист Валлен-Деламотом. С начала 20 века в Гостином дворе размещается универмаг, а в 1967 году здесь был открыт наземный вестибюль станция метро «Гостиный двор».
Подробнее →Пройдя вдоль северной аркады Гостиного двора мы упремся в Думскую башню.
История её возникновения связана с указанием императора Павла I возвести у здания городского самоуправления, в части, примыкающей к Невскому проспекту, сигнальную башню — видом «соответствующим великолепию столицы».
Часы установленные на Думской башне — самые большие часы Невского проспекта. Оригинальна и открытая гранитная лестница с расходящимися маршами, поднявшись на которую можно полюбоваться видом на Невский.
Комплекс зданий на углу Думской улицы и Невского проспекта состоит из здания Городской думы, выходящего фасадом на Думскую улицу, и башни Городской думы, расположенной на углу и являющейся одной из доминант Невского проспекта. Башня, в виде тосканской кампанилы, возведена в 1799—1804 годах по проекту архитектора Джакомо Феррари. Её высота составляет около 47,5 метров. Подобные башни были характерной приметой европейских ратуш. На башне размещаются часы, установленные более 130 лет назад. Каждые 15 минут они отбивают точное время.
Подробнее →Продолжим движение на запад по Невскому проспекту. По пути, на противоположной стороне проспекта, на себя обращает внимание монументальный арочный портал католической церкви Святой Екатерины.
Это один из старейших католических храмов России, его возведение было завершено в 1782 году под руководством архитекторов Минчиани и Антонио Ринальди. Храм связан с именами многих выдающихся личностей. В 1798 году здесь был похоронен последний польский король Станислав Август Понятовский (перезахоронен в Польше), а в 1813 году французский полководец Жан Виктор Моро.
На подходе к Казанскому мосту через канал Грибоедова перед нами откроется вид на северный фасад Казанского собора оформленный грандиозной колоннадой. С 2000 года храм является кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Главный вход в храм расположен с запада.
Храм воинской славы и один из крупнейших соборов Петербурга возведён в 1801-1811 годах для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской, которая и ныне является его главной святыней. Автором проекта здания в стиле ампир был архитектор Андрей Никифорович Воронихин. Главный фасад собора выходит на Невский проспект полукруглой колоннадой, которая состоит из 96 тринадцатиметровых колонн коринфского ордера. В Казанском соборе находится место захоронения полководца Михаила Илларионовича Кутузова.
Подробнее →С другой стороны Невского проспекта у Казанского моста располагается выдающийся памятник архитектуры модерна — Здание компании «Зингер», также известное как «Дом книги».
Здание «Зингер» возведено в 1902–1904 годах архитектором Павлом Сюзором для «Акционерной компании Зингер в России». Это яркий образец стиля модерн. При постройке было реализовано множество технических новшеств, в том числе, впервые в России был применён металлический каркас. В годы Первой мировой войны на первом этаже разместилось посольство США, о чём свидетельствует американский орёл на фасаде. С 1938 года здесь размещается «Дом книги», поэтому со временем за зданием закрепилось название «Дом книги».
Подробнее →В Санкт-Петербургском доме книги можно приобрести разнообразные сувениры, а в кафе «Зингеръ», расположенном на втором этаже, выпить чашечку кофе любуясь прекрасным видом на Казанский собор и Невский проспект, если конечно удастся занять место возле окна.
Продолжим прогулку по Невскому проспекту на запад, направимся к самой известной площади Петербурга — Дворцовой. Перейдем р. Мойку по Зелёному мосту минуя Строгановский дворец и дойдя до Большой Морской улицы пройдём по ней на север (свернув с Невского проспекта направо). Здесь, под триумфальной аркой Главного штаба, перед нами откроется торжественный вид Дворцовой площади с Александровской колонной в центре и Зимним дворцом на северной стороне. Это один из красивейших и известных в мире архитектурных ансамблей.
Величественное здание построено по указу Александра I архитектором К. Росси. Строилось оно десять лет, с 1819 по 1829 год, и состоит из двух корпусов (длиной около 600 метров) соединенных триумфальной аркой увенчанной колесницей богини Виктория, являющейся памятником триумфа России в войне 1812 года. Первоначально в здании размещались Генеральный (Главный) Штаб русской армии и два министерства - Иностранных дел и Финансов.
Подробнее →Колонна в стиле ампир воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I, в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. Это самый высокий памятник в мире выполненный из цельного гранита и третья колонна по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер (Франция) и Трафальгарской (колонны Нельсона) в Лондоне. Текст на табличке памятника гласит: «Александру I благодарная Россия». Общая высота монумента 47,5 метров, а общий вес 704 тонны.
Подробнее →Зимний дворец — главный императорский дворец России и один из выдающихся дворцов мира. Дворец построен по заказу императрицы Елизаветы Петровны, по проекту итальянского архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. Это пятый по счету Зимний дворец (за период 1711-1764 годов было возведено пять Зимних дворцов). После пожара 1837 года, когда полностью выгорели второй и третий этажи дворца, фасады и парадные залы были восстановлены под руководством архитектора Василия Петровича Стасова, а некоторые интерьеры были созданы архитектором Александром Павловичем Брюлловым. Ныне во дворце размещается Государственный Музей Эрмитаж — один из крупнейших музеев мира.
Подробнее →Вход в Государственный Музей Эрмитаж располагается во внутреннем дворе Зимнего дворца.
Для внимательного осмотра экспозиции главного музейного комплекса Эрмитажа необходимо выделить как минимум один день, ведь для этого потребуется обойти 365 залов в связанных между собой зданиях: Зимнем дворце, Малом Эрмитаже, Большом (Старом) Эрмитаже и Новом Эрмитаже. Также в состав комплекса входит Эрмитажный театр и Запасной дом Зимнего дворца отделенные от основной части Зимней канавкой.
Осмотрим комплекс зданий Эрмитажа обойдя его по периметру, против часовой стрелки. Для этого двинемся направо (на восток), к Малому Эрмитажу, в конец Миллионной улицы. Малый Эрмитаж является связующим звеном между барочным Зимним дворцом и памятниками классицизма — Большим и Новым Эрмитажем.
Своё название дворцовый флигель получил благодаря привычке Екатерины II устраивать здесь спектакли и увеселительные вечера — малые эрмитажи.
Далее на восток по Миллионной улице расположен Новый Эрмитаж. Это первое здание в России, созданное специально для размещения художественных коллекций музея. Новый Эрмитаж решен в неогреческом стиле и известен своим портиком с десятью гранитными статуями атлантов, выполненными скульптором А. И. Теребеневым.
За зданием располагается Зимняя канавка, здесь мы можем немного отклониться от маршрута, чтобы увидеть самую известную музей-квартиру Петербурга, а именно мемориальную музей-квартиру А.С. Пушкина.
Пройдем по Зимней канавке на юг, пока не упремся в набережну р. Мойка. На противоположном берегу, с левой стороны, располагается здание с ризалитом (часть здания, выступающая за основную линию фасада) в пять оконных проёмов, это бывший особняк князей Волконских. В нём, на первом этаж, в квартире из одиннадцати комнат, Пушкин и его семья поселились в сентябре 1836 года. И здесь спустя четыре месяца, 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года, поэт скончался, смертельно раненный Ж. Дантесом.
Дом был построен в первой половине 18 века, позже перестраивался. С 1806 года он был во владении князей Волконских. В этом доме семья Александра Сергеевича Пушкина снимала квартиру и здесь, 29 января 1837 года, поэт скончался, получив смертельное ранение на дуэли. Ныне здесь размещается Мемориальная Музей-квартира А.С. Пушкина, рассказывающая о последних месяцах жизни великого поэта.
Подробнее →Вернемся к своему маршруту и пройдем по Зимней канавке на север, до здания дворцового театра (Эрмитажный театр), которое соединено с дворцовым комплексом аркой-переходом через Зимнюю канавку. Здесь, со стороны канала, можно увидеть фрагмент фасада Зимнего дворца Петра I.
Эрмитажный театр был сооружен на месте Зимнего дворца Петра I, и до 1979 года, когда археолог Е. Баженова открыла своды цокольного этажа дворца Петра I, считалось что архитектор Джакомо Кваренги возводивший театр ничего не оставил от ранее существовавших здесь построек. Позднее, при археологическом исследовании, стало ясно что при возведении нового здания Кваренги использовал фрагменты стен Зимнего дворца Петра I: западный корпус, Большие сени и служебные помещения первого этажа центральной части здания. Именно фрагмент этого фасада был открыт и доступен для обозрения.
Далее, у Эрмитажного моста, мы выйдем на Дворцовую набережную р. Невы и перед нами откроется Невская панорама: в центре Петропавловская крепость, слева ансамбль стрелки Васильевского острова, а справа Троицкий мост.
Путь составит около 2 км.
Пройдем по Дворцовой набережной на запад, любуясь сначала фасадом Большого Эрмитажа, а затем северным фасадом Зимнего дворца. Минуем сад Зимнего дворца и окажемся у восточного фасада Адмиралтейства.
Адмиралтейство берёт своё начало от заложенных в 1704 году Петром I верфей с П-образным в плане деревянным зданием, ставших главной судостроительной верфью России на Балтийском море. В 1719 году здание получило высокую башню увенчанную шпилем, а в 1720-е – 1730-е годы было перестроено в камне по проекту архитектора Ивана Коробова. Современный облик Адмиралтейство получило в 1806-1823 годах, при императоре Александре I, когда оно было реконструировано архитектором Андреяном Захаровым, став одним из лучших образцов классической архитектуры начала 19 века. Ранее здесь располагалось Главное адмиралтейство Российской империи, а с 2012 года размещается Главный штаб ВМФ России.
Подробнее →Пройдя вдоль Адмиралтейства на юг мы попадём в Александровский сад, прогулявшись по которому выйдем к Исаакиевскому собору.
Собор является одним из архитектурных символов Петербурга, крупнейшим сооружением позднего русского классицизма, и входит в число пяти крупнейших купольных храмов Европы. Одновременно в нём могут находиться около 12 тысяч человек. Собор освящён в память святого преподобного Исаакия Далматского, небесного покровителя императора Петра Первого (Пётр родился в день памяти святого — 30 мая).
Подробнее →С южной стороны от собора расположен Исаакиевский сквер и Исаакиевская площадь в центре которой установлен памятник Николаю Первому.
Создание памятника императору Николаю I началось в 1856 году, сразу после его смерти. Автором проекта был архитектор Огюст Монферран, модель конной статуи выполнил Пётр Карлович Клодт. Памятник является произведением монументального искусства в стилистике необарокко. Для своего времени это было техническое достижение, монумент стал первой в Европе конной статуей поставленной на две точки опоры — задние ноги коня.
Подробнее →Часть Исаакиевской площади располагается на самом широком в Петербурге Синем мосту. С юга площадь обрамляет здание Мариинского дворца.
Дворец возведен по проекту архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера в 1839-1844 годах для молодой супружеской четы: дочери Николая I Марии Николаевны и её мужа герцога Максимилиана Лейхтенбергского. От имени великой княгини дворец и получил свое название. Здание решено в стиле позднего классицизма, с архитектурными элементами Итальянского Возрождения: аркада главного входа, несущая балкон. В 1907–1908 годах архитекторы Леонтий Николаевич Бенуа и Мариан Марианович Перетяткович создали Большой Зал дворца, который сегодня служит местом заседаний Законодательного Собрания Петербурга. Дворец стал свидетелем многих исторических событий, вместе с Зимним и Таврическим это один из трех «политических» дворцов Петербурга, центр событий 1917 и 1991 года.
Подробнее →Вернемся к Исаакиевскому собору и пройдем от него на север по Александровскому саду к Сенатской площади. Здесь, на берегу Большой Невы, располагается самый известный монумент Петербурга и один из наиболее известных его символов — Медный всадник.
Монумент на Сенатской площади, воздвигнутый по желанию Екатерины II, является фактически первым памятником не только в Петербурге, но и во всей России. Его открытие состоялось 7 августа (18 августа) 1782 года. Название «Медный всадник» памятник получил благодаря знаменитой одноимённой поэме А.С. Пушкина, но выполнен он из бронзы. Создатель памятника — французский скульптор Этьен Фальконе (1716—1791) изобразил Петра как «великого полководца, героя, законодателя и цивилизатора».
Подробнее →Свое название Сенатская площадь получила в 1763 году после размещения на её западной границе, в бывшем доме Бестужева-Рюмина, правительственного учреждения Сената. Впоследствии, на месте дома Бестужева-Рюмина, на набережной Невы было возведено Здание Сената. Ныне здесь размещается Конституционный Суд Российской Федерации. Южнее расположено Здание Синода, которое объединено со Зданием Сената триумфальной аркой, переброшенной через Галерную улицу. Таким образом образуется единый ансамбль Здания Сената и Синода.
Здания были возведены в 1829-1834 годах по проекту архитектора Карла Ивановича Росси (1775—1849) и стали его последним крупным произведением. Руководил строительством архитектор Александр Егорович Штауберт. Здание Сената со зданием Синода соединено триумфальной аркой, переброшенной над Галерной улицей. В оформлении арки Росси использовал один из неосуществленных вариантов арки Главного штаба, переработав его в соответствии с размерами зданий. Над аркой размещена скульптурная группа "Благочестие и Правосудие" символизирующая веру в закон.
Подробнее →С 1923 по 2008 год Сенатская площадь именовалась площадью Декабристов. Здесь произошло знаменитое Восстание декабристов. 14 декабря 1825 года у подножия памятника Петру I выстроились полки, отказавшиеся дать присягу новому царю Николаю I. Всего на площади было около трёх тысяч восставших, которые были окружены уже принявшими присягу войсками. На этом месте выстрелом П.Г. Каховского был смертельно ранен Санкт-Петербургский военный генерал-губернатор, граф Михаил Милорадович.
Перейдем дорогу на углу Сенатской площади и здания Адмиралтейства и выйдем на Адмиралтейскую набережную. Отсюда нам откроется панорама Невы и противоположной Университетской набережной на которой расположилось множество примечательных зданий, одним из которых является дворец первого губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Меншикова. Это одно из первых каменных строений города, памятник архитектуры петровского времени. В ранний период строительства новой столицы дворец также являлся и её административным центром.
Дворец был возведен в 1710-1720-х годах по проекту архитекторов Дж. М. Фонтана и Г.И. Шеделя. С 1967 года здесь размещается филиал Эрмитажа - Музей русской художественной культуры.
Путь до Стрелки Васильевского острова составит около 1 км.
Пройдем по набережной вдоль здания Адмиралтейства до Дворцового моста. Перед мостом располагается Дворцовая пристань — широкий гранитный лестничный спуск к Большой Неве, украшенный в 1832 году скульптурами львов (полые скульптуры выполнены из тонкого листа меди). При возведении Дворцового моста пристань была перемещена западнее от своего первоначального местоположения (в створе нынешнего Дворцового проезда) и ныне составляет единый архитектурный ансамбль с южным спуском моста.
Мост возведён в 1911–1916 годах по проекту инженера Андрея Павловича Пшеницкого[И112/177], но его архитектурное оформление создали уже после революции: чугунные перильные решётки были установлены в 1939 году, а гранитные парапеты на опорах в 1956—1957 годах. Дворцовый мост представляет собой разводной металлический мост через реку Большая Нева и соединяет центральную часть города с Васильевским островом. Разведённый двукрылый центральный пролёт Дворцового моста – один из архитектурных символов Санкт-Петербурга.
Подробнее →На противоположном берегу Большой Невы, на Васильевском острове, располагается Кунсткамера.
Это первое музейное здание в России и одно из самых ранних музейных зданий в мире. Оно было возведено для размещения первого в стране музея (естественно-научного), учреждённого Петром I. Постройка Кунсткамеры была начата при жизни Петра в 1718 году, а завершена в 1734 году. Кунсткамера — выдающийся образец барокко петровской эпохи и один из немногих хорошо сохранившихся памятников ранней петербургской архитектуры. До конца 18 века здесь находилась Российская Академия наук, ныне здание является её символом.
Подробнее →Перейдем по мосту и окажемся на Университетской набережной у Южного пакгауза Биржи (от нем. Рack — тюк и Haus — дом, дословно — склад), в котором размещается Зоологический музей. Сама Биржа расположена чуть севернее.
Здание Биржи является центральным строением архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова. Оно возведено в 1805-1810 годах архитектором Тома де Томоном. Биржа поставлена строго по оси Стрелки на высокой открытой террасе, над которой поднимаются 44 дорические колонны, окружающие здание и почти скрывающие его стены. Главный вход украшает скульптурная группа «Нептун, выезжающий из волн морских». С другой стороны, над портиком, расположена скульптурная композиция изображающая аллегорический образ навигации в окружении двух рек и бога торговли Меркурия.
Подробнее →Перейдя широкую дорогу по пешеходному перехожу по оси здания Биржи, мы окажемся между двумя Ростральными колоннами, в центре ансамбля Стрелки Васильевского острова.
Колонны на Стрелке Васильевского острова, украшенные рострами кораблей, возведены по проекту французского архитектора Тома де Томона одновременно со зданием Биржи в 1805–1810 годах. Изначально они служили маяками для кораблей шедших в находившийся здесь торговый порт: южная колонна-маяк указывала путь в Большую Неву, а северная в Малую Неву. В чашу на вершине наливали конопляное масло и поджигали его. Так было до 1896 года, когда к колоннам подвели электричество. В 1957 году к маякам подвели газ. Их зажигают по особо торжественным случаям.
Подробнее →Со Стрелки Васильевского острова открывается панорама исторического центра Санкт-Петербурга. Слева направо: Петропавловская крепость, Троцкий мост, Дворцовая набережная от Мраморного дворца (у Троицкого моста) до Зимнего дворца (у Дворцового моста).
В этом месте обзорная экскурсия по историческому центру Петербурга завершается. Ближайшая к Стрелке Васильевского острова станция метро — Адмиралтейская. Она расположена рядом с Невским проспектом, в 300-х метрах от Александровского сада.