Даты: 1783—1787 гг., 1802 г., 1780-е гг., 1894 г., 1902 г.

Автор(ы): архитектор Дж. Кваренги

Архитектурный стиль: классицизм, русский классицизм

Объект культурного наследия федерального значения

Объект входит в состав комплекса:
Зимний дворец
1754—1762 гг.
Экстерьер

Театральное здание построено на месте бывшего Зимнего дворца Петра I в 1783—1787 годах по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Работы над фасадом были завершены в 1802 году. Здание решено в традициях античной архитектуры, по образцу театра Олимпико в Виченце спроектированного архитектором Андреа Паллади в 16 веке. Эрмитажный театр являлся дворцовым, он предназначался для закрытых придворных представлений. Сейчас здание театра находится в ведении Государственного Эрмитажа и является частью комплекса зданий Государственного Эрмитажа.

В 1708 году в этом месте был выстроен небольшой деревянный дворец Петра Первого, названный Зимним. К 1711 году вместо деревянного Зимнего дворца появилось двухэтажное каменное здание в стиле петровского барокко — Свадебные палаты Петра I.

Свадебные палаты Петра I — это дворец, ставший подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.

Зимний дворец Петра Первого

В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по решению Петра приступил к постройке нового Зимнего дворца, именно в том самом месте, где ныне располагается Эрмитажный театр, на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли «Зимнедомным каналом»). Впоследствии дворец этот получил название «Второй Зимний дворец» — дворец Петра I у Зимней канавки. Именно здесь, в 1725 году, скончался Пётр Первый.

При Елизавете Петровне здание было передано лейб-гвардии Преображенскому полку. А в 1766 году, при Екатерине II, здание переходит в ведение Дирекции императорских театров. Екатерина II проявляла большой интерес к театру и сама писала исторические драмы и комедии.

Постройка Эрмитажного театра

23 сентября 1783 года, Екатерина II отдаёт указ о строительстве на углу Зимней канавки и набережной Невы, на месте Зимнего дворца Петра I, каменного театра «под надзиранием архитектора Кваренги». При возведении театра Джакомо Кваренги использовал фундамент и частично стены предшествующих зданий, которые были построены на этом месте при Зимнем дворце. Строительство дворцового театра было в основном закончено в 1789 году, фасад был завершён в 1802 году.

Открытие театра состоялось 16 ноября 1785 года, задолго до завершения отделочных работ, премьерой комической оперы А. Аблесимова на музыку М. Соколовского «Мельник, колдун, обманщик и сват». 20 января 1789 года состоялась премьера комической оперы «Горе - богатырь Косометович», либретто к которой написала сама императрица Екатерина II.

Театр сыграл значительную роль в развитии русской театрально-музыкальной культуры конца 18 века. Здесь проводились балы и маскарады, придворная знать разыгрывала любительские спектакли. В Эрмитажном театре выступало множество известных драматических актёров: И.А. Дмитревский, Ж. Офрен, П.А. Плавильщиков, С.Н. Сандунов, Т.М. Троепольская, Я.Д. Шумский, А.С. Яковлев.

При императоре Александре I в Эрмитажном театре часто устраивались придворные маскарады. С 1823 по 1826 год театральное здание использовалось как военный плац, но позднее спектакли были возобновлены.

К концу 19 века здание театра обветшало, поэтому в 1894 году театр был отреставрирован под руководством академика архитекторы Александра Фёдоровича Красовского. В театре появилась новая хрустальная люстра с электрическим освящением и занавес.

В тот период на сцене театра выступали знаменитые артисты: Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, М.Ф. Кшесинская, А.П. Павлова, А.Я. Ваганова.

В 1914 году состоялась постановка пьесы «Царь Иудейский», автором который был Великий князь Константин Константинович Романов.

С 1917 года в здании размещался Рабочий университет им. А.В. Луначарскогою. В 1930-е годы здесь проходили различные концерты, ставились и балетные номера, оперные спектакли.

В 1935 году театр прекратил свою деятельность. Долгие годы здание театра использовалось как Лекторий Государственного Эрмитажа.

В 1979 году археолог Е. Баженова открыла своды цокольного этажа дворца Петра I. Прежде считалось что архитектор Кваренги ничего не оставил от ранее существовавших здесь построек.

В начале 1980-х годов было принято решение провести полный капитальный ремонт и реставрацию здания театра. В 1988 году во дворе театра архитектором В.П. Лукиным была создана новая галерея-переход на арке для прямой связи с Государственным Эрмитажем. Театр также был оснащен современным оборудованием.

Во время ремонтных работ было точно установлено, что нижний этаж здания сохранил каменную кладку начала 18 века. При возведении нового здания Кваренги использовал фрагменты стен Зимнего дворца Петра I: западный корпус, Большие сени и служебные помещения первого этажа центральной части здания. Со стороны Зимней канавки сохранился фасад длиной около 20 метров: фундамент, стены цокольного, первого и второго этажей. Фрагмент этого фасада открыт и доступен для обозрения.

Открытие обновленного театра состоялось в январе 1991 года. В 1992 году на первом этаже здания театра открылась экспозиция «Зимний дворец Петра I», вход на которую расположен со стороны Дворцовой набережной.

В настоящее время здание театра находится в ведении Государственного Эрмитажа, оно является частью комплекса зданий Государственного Эрмитажа. Вход в театр для зрителей осуществляется через подъезд Большого (Старого) Эрмитажа (Дворцовая набережная, 34).

Архитектура театра

Здание дворцового театра выходит фасадом на Дворцовую набережную Невы и примыкает к основному дворцовому комплексу аркой-переходом через канал (Зимнюю канавку), соединяющий реку Мойку с Невой. Арка переход сооружена в 1780-е годы архитектором Ю.М. Фельтеном. В переходе расположено фойе, отделанное в 1902 году архитектором Л.Н. Бенуа в характере стиля рококо.

Здание театра Джакомо Кваренги решено в традициях античной архитектуры. По набережной Невы фасад театра выделяется неглубокой лоджией с десятью колоннами коринфского ордера на обработанном рустовкой высоком цокольном этаже и фланкированный ризалитами с декоративными статуями древнегреческих драматургов и поэтов в нишах.

Интерьер театра

Интерьеры Эрмитажного театра сохранились в первоначальном виде, а над фойе театра до сих пор располагаются деревянные перекрытия и стропила конца 18 века.

Зал театра имеет небольшой размер (вместимость 280 мест) и устроен на подобии античного, на его создание повлиял театр Олимпико в Виченце спроектированный Андреа Палладио в 16 веке. На плоском потолке зала размещен живописный плафон (конец 19 века)[1]. Полукруглый зал охвачен колоннами коринфского ордера, облицованными искусственным розовым мрамором, в нишах между ними расположены статуи девяти муз и Аполлона, а в верхнем ярусе стен — барельефные медальоны с изображениями знаменитых музыкантов и поэтов. Скульптурное убранство зала было выполнено К. Альбани.

Вблизи расположены