Даты: 1842—1851 гг.

Автор(ы): архитектор Лео фон Кленце, при участии архитекторов В.П. Стасова и Н.Е. Ефимова

Архитектурный стиль: неогреческий, историзм

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Государственный Эрмитаж

Объект входит в состав комплекса
1754—1762 гг.; 1838-1839 гг. (восстановление после пожара); 1892-1902 гг.

Это первое здание в России, специально построенное для публичного художественного музея. Строилось здание с 1842 по 1851 год по указу Николая I. Автором проекта был известный немецкий архитектор того времени – Лео фон Кленце, выбранный самим императором. Здание решено в неогреческом стиле и известно своим портиком с десятью гранитными статуями атлантов, выполненных русским скульптором Александром Ивановичем Теребенёвым. Здание Нового Эрмитажа и большая часть его интерьеров сохранились до нашего времени в своём первоначальном виде.

В 1830-е годы сформировалось решение о необходимости постройки нового, специального здания для эрмитажных коллекций и организации в нём общедоступного музея. На скорейшее решение вопроса о новом здании повлиял случившийся в 1837 году пожар, от которого серьезно пострадал Зимний дворец.

Решение о постройке нового здания для публичного музея принял император Николай I. В 1837 году, при посещении Мюнхена, он предложил построить здание музея известному немецкому архитектору Лео фон Кленце.

Лео фон Кленце (29 февраля 1784 года — 15 января (27 января) 1864) — баварский архитектор, работавший в неоклассическом стиле. Именно благодаря Лео фон Кленце Мюнхен превратился в город известный своей архитектурой, в один из ведущих культурных центров Германии. Королевская резиденция и национальный театр, церкви и надгробия, галереи славы и дворцы - талант архитектора не знал границ. В итоге деятельности Лео фон Кленце в Европе получил широкое распространение стиль «неогрек». В Мюнхен съезжались архитекторы и художники, галереи и музеи Мюнхена принимались за образцы, созданные Лео фон Кленце здания копировались во многих городах Европы.

Архитектор принял предложение выполнить проект Императорского музеума и прибыл в Санкт-Петербург. Здесь он провёл четыре месяца, в течение которых сделал наброски принципиально нового типа здания, предназначенного для экспонирования произведений искусства. При работе Лео фон Кленце учитывал имеющиеся на то время собрания живописи, монет и других экспонатов, которые должны были разместиться в новом здании. В итоге император Николай I утвердил проект разработанный Лео фон Кленце.

Строительство Нового Эрмитажа началось в 1842 году (спустя три года после отъезда Кленце) и продолжалось десять лет. Лео фон Кленце семь раз приезжал в Петербург для того чтобы лично контролировать процесс постройки. Возведение Нового Эрмитажа велось под надзором В.П. Стасова и его помощника Н.Е. Ефимова, который возглавил работы после смерти Стасова в 1848 году.

Архитекторы решили сложную задачу создания рабочих чертежей здания по эскизным наброскам Кленце, а также внесли некоторые изменения в предложение Лео фон Кленце, целью которых было сохранить постройки екатерининского времени.

На втором этаже (по фасаду вдоль Зимней канавки) располагаются Лоджии Рафаэля, созданные под руководством архитектора Джакомо Кваренги с 1783 по 1792 годы. Галерея с копиями фресок Рафаэля Санти повторяет, с некоторыми отступлениями, известное сооружение Апостольского дворца в Ватикане (станцы Рафаэля).

В 1850 году здание официально получило название — Новый Эрмитаж. Возведение Нового Эрмитажа завершилось в 1851 году, а 5 (17) февраля 1852 года состоялось его торжественное открытие для публики.

На первом этаже Нового Эрмитажа разместились два зала новейшей скульптуры. Просторный прямоугольный зал с бледно-зелёными стенами с лепными медальонами с профилями Кановы, Микеланджело, Торвальдсена, Рауха и Мартоса предназначался для работ западноевропейских мастеров. Меньший зал, с медальонами Клодта, Витали, Пименова, Козловского, Демут-Малиновского и Орловского предназначался для русской скульптуры, которая, однако, не была здесь размещена — она была размещена в зале, предназначенном под одну из библиотек. Отбором статуй и групп руководил лично император Николай I.

На втором этаже, в залах с верхним светом (просветах), была размещена картинная галерея.

В 1857 году произведения западноевропейских и русских скульпторов объединили в одном зале, а затем перевели в другие места: на площадку 2-го этажа Парадной лестницы, в Галерею истории древней живописи и в Зимний дворец.

Архитектура

Лео фон Кленце спроектировал двухэтажное здание, в плане имевшее форму четырёхугольника, с двумя внутренними дворами и четырьмя парадными фасадами, каждый из которых имел оригинальное оформление. По проекту северный фасад, выходящий на Неву, имел два входа оформленных портиками, поддерживаемыми кариатидами. Восточный фасад, выходящий на Зимнюю канавку, должен был быть остеклённым и повторять структуру станцев Рафаэля.

Первый этаж западного фасада напоминал Глиптотеку, а его верхний этаж — Пинакотеку в Мюнхене.

Решения здания Нового Эрмитажа соединили в себе античность, барокко и классицизм. При постройки применялись новейшие на то время металлические конструкции перекрытий и стропил.

Скульптуры на фасадах Нового Эрмитажа

Фасады Нового Эрмитажа украшают многочисленные скульптуры изображающие выдающихся деятелей искусств: Фидия, Рафаэля, Рембрандта и других. Они выполнены из сплава меди и цинка по моделям известных скульпторов, в том числе В.И. Демут-Малиновского, А.В. Логановского, А.И. Теребенева.

Атланты Нового Эрмитажа (Портик Нового Эрмитажа)

Важную роль в облике здания играет изготовленная скульптором Александром Ивановичем Теребенёвым (1815—1859) группа из 10 атлантов, которая украшает крыльцо устроенное в виде крытой галереи (портик) перед главным входом, выходящем на Миллионную улицу.

Атланты высечены из сердобольского серого полированного гранита, высота каждого из них составляет 5 метров. Монолитные фигуры стоят на постаментах и поддерживают архитрав.

Атлант (или Атлас) — в древнегреческой мифологии могучий титан, держащий на плечах небесный свод. В 1840 году Лео фон Кленце представил два проекта портика с кариатидами и атлантам, прототипами которых стали фигуры, когда-то размещавшиеся на фасадах древнего храма Зевса в Акраганте (Сицилия), построенном в 5 веке до нашей эры. При обсуждении кариатиды были отвергнуты. В соответствии с замыслом Кленце скульптор И. Гальбиг выполнил в Мюнхине уменьшенную модель атланта в виде фараона, которая была прислана в Санкт-Петербург, но не была принята. В 1846 году русский скульптор А.И. Теребенёв изготовил по собственным эскизам модель атланта в натуральную величину, которая и была утверждена. Работа Теребенёва удовлетворила и Кленце. В итоге атланты Теребенёва украсили портик Нового Эрмитажа.

Модель атланта в натуральную величину, которая в итоге и была принята, Теребенёв изготовил в 1846 году. На изготовление всех 10-ти фигур атлантов под руководством Теребенёва ушло два года. В работе участвовало около 150 каменотёсов.

Кленце в изданной им в 1850 году (к окончанию строительства Нового Эрмитажа) книге писал: «красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и точность работы не оставляют желать ничего лучшего»[1].

В 1849 году 10 героических фигур атлантов украсили портик Нового Эрмитажа. До 1930-х годов это был главный вход в музей.

Интерьеры Нового Эрмитажа

В большинстве своём интерьеры залов и кабинетов Нового Эрмитажа (около 60) сохранились до настоящего времени в своем первоначальном виде. Интерьеры разнообразны по отделке. Особенное интересны: парадная лестница с гранитными колоннами в фойе второго этажа, анфилада трех главных залов с верхним светом, шатровый и двадцатиколонный залы.

Источники и примечания

1. Das Kaiserliche Museum schönen Künste in St. Petersburg. Entworfen und ausgeführt von L. von Klenze. München. 1850

Вблизи расположены