Здание мечети повторяет формы средневекового зодчества Средней Азии привнося в него черты архитектуры северного модерна и является своеобразной репликой мавзолея Гур-Эмир в Самарканде (15 век). Строительство велось по проекту архитектора Николая Васильевича Васильева при участии Александра Ивановича фон Гогена и Степана Самойловича Кричинского. С основания Петербурга в этом месте города размещалась татарская слобода, жители которой прибыли сюда вместе с другими работными людьми со всей страны для строительства Петропавловской крепости.
Средства на строительство мечети собирали среди мусульман по всей Российской империи, но главным жертвователем стал эмир Бухарский Сеид Абдул-Ахад хан, выделивший на эти цели 312 тысяч рублей. Под его же патронажем был проведен архитектурный конкурс и велись проектные и строительные работы.
Возведение мечети было начато в 1909 году. Строительство велось по проекту архитектора Николая Васильева Васильева при участии инженера-строителя Степана Кричинского и архитектора Александра фон Гогена. Основные работы были завершены к 1913 году, но отделка здания продолжалась вплоть до 1920 года.
Архитектура
Здание имеет два минарета высотой 48 метров (прообразом которых послужили минареты в городе Исфахан) и увенчано высоким куполом определяющим силуэт мечети. Высшая точка купола поднимается на высоту 39 метров, поверхность его ребристая, покрыта полихромной керамикой. Решение заимствовано от знаменитого памятника 15 века — мавзолея Гур-Эмир в Самарканде. Керамическое убранство купола и порталов выполнено по среднеазиатским образцам в мастерской П.К. Ваулина.
Стены мечети облицованы большими плитами темно-серого гранита грубой фактуры, придающими зданию монументальность. Основной массив здания выглядит как цельный прямоугольный блок, но это иллюзорное впечатление достигнуто благодаря ложным стенам — аттикам[1].
Мечеть вмещает до 5 тысяч человек.