Даты: 1738 г., 1950-1953 гг. (реставрация)

Автор(ы): архитектор П.В. Баженов, А.Л. Ротач

Объект культурного наследия федерального значения

До 1887 года мост назывался Петровский, он перекинут через Кронверкский пролив и соединяет Иоанновские ворота Петропавловской крепости (на Заячьем острове) с Петроградской стороной. Построен на месте первого наплавного деревянного моста в Петербурге (первого моста в городе), и опирается на каменные устои старого моста. Современный Иоанновский мост - пешеходный.

Первый мост

В этом месте распологался первый мост в Петербурге. Это был деревянный мост, соединявший крепость на Заячьем острове со строениями на Городовом (ныне Петроградском) острове. Мост назывался Петровским. Это был наплавной плашкоутный мост образца 1705 года (впервые мост обозначен на плане Петербурга 1705 года). Он имел два разводных пролёта и размещался на деревянных барках. Наводили мост летом.

Подъёмный мост

В 1706 году наплавной мост был заменён подъёмным мостом, имеющим свайно-подкосную конструкцию, он находился выше по течению Кронверкского пролива. Несмотря на перестройку, два разводных пролёта сохранились, между ними было построено промежуточное крепостное укрепление. Одновременно с этим земляные бастионы Петропавловской крепости из земляных начали перестраивать в каменные.

Реконструкция 1738 года

В 1738 году, когда необходимость в дополнительных укреплениях окончательно отпала, мост был перестроен. К тому моменту уже был построен Иоанновский равелин, активно строились Иоанновские ворота (закончены в 1740), и мост был ориентирован в эти ворота. У обоих берегов были сооружены каменные дамбы, которые заканчивались арками. Посередине речного русла была расположена деревянная часть моста. Она была свайной конструкции с разводным пролётом.

Мост носил наименование Петровского с момента постройки, а с 1887 года стал называться Иоанновским.

В течение последующей службы последовательная цепь реконструкций моста привела к тому, что сквозные арки были заложены камнем, но подновления моста проводились без конструктивных изменений до середины 20 века.

Фонари на торшерах и другие декоративные украшения

В конце 19 века, при демонтаже плашкоутногоТроицкого моста, располагавшегося рядом, его фонари на торшерах и чугунные решётки сняли и установили на вновь сооруженной набережной против Петропавловской крепости, а также на Иоанновском мосту через Кронверкский проток, на правобережной набережной Кронверкской протоки и на улице Куйбышева.

Фонарные столбы были решены в виде пучков пик, средние из которых были увенчаны фигурами двуглавого орла с венком. Обелиски были пирамидальные с накладными деталями — овальными щитками на фоне перекрещенных мечей. Отдельные декоративные элементы были покрыты сусальным золотом. Эти элементы высокохудожественного литья для плашкоутного Троицкого моста, открытого в 1827 году, были выполнены по проектам А.П. Зуева, В.П. Лебедева, П.П. Базена.

Реконструкция 1951 года (современный облик)

В 1951 году была проведена реконструкция с заменой несущих балок на металлические, при этом настил оставлен деревянным. После этого на мосту были установлены новые металлические фонари и ограда, выполненные в стиле начала 19 века. Мост получил существующий облик.

Современный мост является пешеходным и до сих пор опирается на каменные устои старого моста.

На свае рядом с мостом 7 мая 2003 года была установлена фигурка зайца. Неофициально её называют «Зайчик, спасшийся от наводнения».

Вблизи расположены