Собор занимает главное место в ансамбле Петропавловской крепости и является усыпальницей русских императоров. Решение о его постройке принял Пётр Первый, он считал, что новая Россия нуждается в архитектуре, способной выразить идеи времени. Также утверждая роль Петербурга как столицы России, Пётр желал возвести храм, который поднялся бы выше колокольни Ивана Великого. Архитектором собора, решённого в стиле петровского барокко, был Доменико Андреа Трезини. До 2012 года Петропавловский собор высотой 122,5 метра был самым высоким зданием Петербурга.
В 1703 году, почти одновременно со строительством земляных укреплений, на Заячьем острове была возведена небольшая деревянная церковь, заложенная во имя апостолов Петра и Павла. Именно на её месте впоследствии возведён Петропавловский собор.
Петропавловский собор был заложен 30 мая 1712 года (10 июня по новому стилю). Руководил возведением собора архитектор Доменико Трезини.
Доменико Андреа Трезини (1670—1734) — архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Тессинском кантоне итальянской Швейцарии. Трезини обучался строительному делу в Италии, в 1699 году переехал на работу в Копенгаген, столицу Дании. Там он подписал контракт на работу в России. В 1703 году Трезини прибыл в Россию и с феврале 1704 начал работать в Петербурге, став первым архитектором новой столицы.
Иконостас собора в стиле барокко выполнен в 1722-1726 годах под руководством архитектора Ивана Петровича Зарудного (1670—1727). Он изготавливался в Оружейной палате Кремля, затем по частям был перевезён из Москвы в Петербург и смонтирован в соборе.
Золоченый шпиль собора украшает флюгер, в виде летящего ангела, являющийся одним из символов Санкт-Петербурга. Установить его предложил Доменико Трезини в 1722 году. Фигуру летящего ангела исполнил голландский мастер Харман ван Болос в 1720-х годах. Также, в 1720-е годы, на колокольне Петропавловского собора установили часы с курантами.
Полностью строительный работы были закончены к 1733 году, уже после смерти Петра Великого (1672—1725). Торжественное освящение Петропавловского собора состоялось 29 июня 1733 года (9 июля по новому стилю) в праздник святых апостолов Петра и Павла.
С 1731 по 1858 год Петропавловский собор имел статус кафедрального храма столицы, затем был причислен к придворному ведомству[1].
С момента постройки собор несколько раз реконструировался и реставрировался. Первоначальная высота шпиля составляла 106 метров.
Колокольня со шпилем являясь высотной доминантой выполняла важную функцию — служила ориентиром в городе.
Пожар и восстановление
В 1756 году собор загорелся от удара молнии, особенно пострадала колокольня со шпилем и установленные на ней куранты. При восстановлении в 1756−1757 годах шпиль был перестроен (достигнув высоты в 112 метров), а фигура ангела восстановлена по рисункам Д. Трезини.
Во время работ пропорции Петропавловского собора были изменены: уменьшен размер купола и упрощена форма крыши. Новые куранты вновь появились спустя 20 лет, в 1776 году, они были выполнены голландским мастером Б.Ф. Оорт Крассом.
В конце 1820-х годов сильным порывом ветра у ангела на шпиле оторвало крыло, которое чуть было не упало на коменданта крепости генерала А. Сукина. Исправление поломки требовало сооружения лесов вокруг колокольни, что требовало больших финансовых и временных затрат. Но городским властям свои услуги предложил молодой кровельщик из Ярославской губернии Пётр Телушкин, отличавшийся огромной физической силой. Он вызвался залезть на шпиль колокольни без лесов и починить ангела. Приобретение нужных для ремонта материалов кровельщик оценил в 1 500 рублей, а величину награды за свою работу оставил на совести заказчика. Предложение Телушкина обсуждали полтора года и в итоге дали согласие. В октябре 1830 года кровельщик исполнил работу. Из приспособлений у Телушкина были лишь верёвки с петлями на концах и подвижным узлом. Ремонт ангела занял у него шесть недель. За работу кровельщик получил награду в 3 000 рублей и серебряную медаль "За усердие" на Аннинской ленте. Его имя навсегда вошло в историю Петропавловского собора.
Существующий облик собор приобрёл в 1857-1858 годах, когда по проекту архитектора Д. Журавского деревянные конструкции его шпиля были заменены металлическими.
В ходе работ была установлена и новая фигура ангела, третья по счёту, сохранившаяся до настоящего времени. Фигура выполнена по рисунку скульптора Р.К. Залемана.
До 1962 года, когда была закончена телевизионная башня, Петропавловский собор являлся самым высоким сооружением Петербурга. Его высота составляет 122,5 метра.
До революции в соборе служили панихиды в присутствии членов императорской семьи.
Петропавловский собор — усыпальница российских монархов
Петропавловский собор с самого начала стал служить усыпальницей российских монархов. Здесь похоронены все царствующие Романовы, за исключением Петра II и Ивана VI. Петр Первый похоронен у южной стены собора.
В 1865 году все надгробия были заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами и двуглавыми орлами, выполненными по проектам архитекторов А.А. Пуаро и А.Л. Гун.
Среди других выделяются надгробия Александра II и его жены Марии Александровны, они были выполнены в 1887—1906 году по заказу Александра III (для родителей императора) из серо-зеленой алтайской яшмы (Александра II) и розового уральского орлеца (Мария Александровна).
В 1998 году, в 80 годовщину расстрела последнего Российского императора Николая II, в Петропавловском соборе были погребены останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии. Вместе с ними погребены лейб-медик Е.С. Боткин, лакей А.Е. Трупп, повар И.М. Харитонов, горничная А.С. Демидова. Останки погребены в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора.
Последнее захоронение в Петропавловском соборе состоялось 28 сентября 2006 года, когда здесь перезахоронили мать Николая II, императрицу Марию Фёдоровну (скончавшуюся в Дании в 1928 году).
Петропавловский собор — памятник русской военной славы
В соборе, который является также памятником русской военной славы, хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, а в стенах собора размещены их копии.
Петропавловский собор в советское время
В 1918 году службы в храме прекратились. В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1923-1924 годах превращён в музей. Большинство ценных предметов конца 17 — начала 18 веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было отдано в другие музеи.
Во время Великой Отечественной войны, в 1941—1942 годах, собор получил значительные повреждения.
В начале Великой Отечественной войны шпиль собора был покрашен маскировочной краской, а ангела накрыли мешковиной, чтобы уберечь от обстрелов.
В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.
В 1991 году ангел был снят со шпиля, отреставрирован и заново позолочен. В 1995 году обновленная фигура ангела вернулась на своё место.
Современный период
С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2008 года — богослужения. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение.
В настоящее время собор находится в ведении Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Архитектура Петропавловского собора
Петропавловский собор является памятником архитектуры раннего русского барокко и представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное для западноевропейской архитектуры. Его длина — 61 метр, ширина — 27,5 метра. Собор является композиционным ядром ансамбля Петропавловской крепости.
Стены храма оформлены плоскими пилястрами и головами херувимов на наличниках окон. Западный и южный фасады украшены классическими портиками. На восточном фасаде размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом».
Многоярусная колокольня собора
Многоярусная колокольня Петропавловского собора декорирована пилястрами. Первые два яруса оформлены по бокам завитками-волютами, которые формируют плавный переход от основного здания собора к высокой башне.
Третий ярус увенчан золоченой восьми-скатной крышей с четырьмя круглыми проемами в массивном белокаменном обрамлении, в которых размещены циферблаты курантов.
Крыша заканчивается восьмигранным барабаном с узкими вертикальными проёмами, который также завершается восьмигранной крышей. Над ней тонкая башенка, служащая основанием позолоченного шпиля увенчанного массивным яблоком (шаром) с крестом и ангелом.
Высота фигуры ангела с крестом составляет 3,48 м; размах крыльев ангела - 3,56 м. Высота креста - 6,5 м. Вес ангела с крестом 250 кг.
Купол собора
Купол над предалтарной частью собора выполнен в стиле немецкого барокко. Он установлен на высокий восьмигранный барабан и увенчан небольшой главкой. Существующий облик барабан и купол, как и колокольня, получили в ходе перестройки после пожара 1756 года. Купол уменьшили в размерах и украсили гирляндами, а также устроили люкарны.
Интерьер Петропавловского собора
Интерьер Петропавловского собора сохранил свой первоначальный облик практически без изменений. Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами.
Роспись стен принадлежит художникам Воробьёву и Негрубову. Лепной декор собора выполнили Игнацио Росси и Антонио Квадри, плафоны в центральном нефе — Пётр Зыбин, картины на евангельские сюжеты на стенах собора под общим руководством Андрея Матвеева нарисованы Георгом Гзелем, Василием Ярошевским, Михаилом Захаровым и другими известными художниками.
Пространство собора освещается пятью паникадилами из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя.
Паникадило, висящая перед алтарём, является подлинником 18 века, остальные — восстановлены после Великой Отечественной войны.
Резной иконостас в виде триумфальной арки высотой почти 20 м — шедевр декоративного искусства барокко. Иконостас исполнен в 1722—1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой.
Иконостас выражает в аллегорической форме идею победы в Великой Северной войне. Наряду с орнаментальной резьбой, здесь представлена и объёмная скульптура: по сторонам от царских врат расположены фигуры архангелов Гавриила и Михаила.
Все декоративные детали и скульптурные элементы иконостаса вырезаны из липы, каркас конструкции выполнен из лиственницы.
Сорок три иконы, размещённые в киотах, были написаны в 1726—1729 годах московскими иконописцами М.А. Меркурьевым и Ф. Артемьевым. Иконы были написаны по эскизам М. Аврамова, организатора и директора Петербургской типографии и Рисовальной школы.
Это образы святых покровителей Петербурга: святого Александра Невского, апостолов Петра и Павла, святых князей из династии Рюриковичей: князя Владимира, княгини Ольги, мучеников Бориса и Глеба.
Напротив алтаря находится позолоченная кафедра, украшенная статуями двух Апостолов. Симметрично ей расположено Царское место, украшенное резной золоченой короной и малиновым бархатом с вышитым на нем двуглавым орлом.