Даты: 1896-1908 гг.

Автор(ы): архитекторы: Д.И. Гримм, А.О. Томишко, Л.Н. Бенуа; художники: Н.Н. Харламов, Н.А. Бруни

Архитектурный стиль: эклектика

Объект культурного наследия федерального значения

Объект входит в состав комплекса:
Петропавловская крепость
1703 г., 1706 г., 1730—1740 гг., 1780-е гг.
Экстерьер

Усыпальница была возведена в 1896-1908 годах[1] и стала одной из последних построек Петропавловской крепости. Здание, гармонично вписанное в сложившийся ансамбль крепости, спроектировал архитектор Давид Иванович Гримм (1823—1898) при участии архитекторов Антония Осиповича Томишко (1851—1900) и Леонтия Николаевича Бенуа (1856—1928)[2][3]. Великокняжеская усыпальница предназначалась для погребения великих князей и княгинь Дома Романовых. С 1908 по 1915 год в ней были захоронены 13 членов императорской фамилии[4].

В советское время внутреннее убранство Великокняжеской усыпальницы понесло серьезные утраты. Иконостас не сохранился, а алтарный витраж с изображением Воскресшего Спасителя, созданный по эскизу художника Николай Александрович Бруни (1856—1935), был утрачен во время Великой Отечественной войны. Не сохранились также и надписи на надгробных плитах[5].

Впоследствии неоднократно проводились ремонт и реставрация здания: в 1950—1960-х годах и в 1980-х годах. С 1967 года в Великокняжеской усыпальнице размещалась экспозиция Музея истории Ленинграда «История строительства Петропавловской крепости»[6].

В 1992 году здесь был похоронен правнук Александра II, великий князь Владимир Кириллович Романов (1917—1992). С 1938 года Владимир Кириллович являлся претендентом на российский престол и главой Российского императорского дома. В этом же году начались работы по реставрации Великокняжеской усыпальницы.

В 2006 году был воссоздан алтарный витраж с изображением Воскресшего Спасителя.

В настоящее время Великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости открыта для посещения.

Архитектура

Великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости является памятником, образцом эклектической архитектуры. Оно сочетает в себе элементы стилей ренессанса и барокко. Автором проекта удалось подобрать пропорции и создать образ, который гармонично вписался в сложившийся ансамбль и силуэт застройки крепости.

Здание усыпальницы завершает интересная конструкция купола с перекрещивающимися арками, завершенная барабаном с луковичной главкой, схожая по своему облику с главкой венчающей купол Петропавловского собора. Фасады украшены мозаиками, выполненными в мастерской Владимира Александровича Фролова (1874—1942) по эскизам художника Николая Николаевича Харламова (1863—1935)[7]. Это изображения Иверской, Казанской и Федоровской икон Божией Матери, а также образ Спаса Нерукотворного над входом в вестибюль.

Во внутренней отделке Великокняжеской усыпальницы широко применены мраморная облицовка и золочёная бронза. Под полом усыпальницы изначально было устроено 60 могил, каждая из которых представляет собой двухкамерный бетонный склеп глубиной 3,2 метра.

Здание усыпальницы также включает закрытую галерею которая соединяет его с Петропавловским собором и Церковного домом (здесь находились ризница и комнаты отдыха для священнослужителей, а также хранились соборный архив и библиотека).

Перед западным фасадом усыпальницы располагается ограда, которая отделяет небольшой дворик между Церковным домом и собором от Соборной площади. Она сооружена в 1904—1906 годах по проекту Леонтия Николаевича Бенуа и воспроизводит характер рисунка решетки Летнего сада.

Литература и источники
  • Краткое описание придворного Петропавловского собора в Петроградской крепости. Состовитель М.С. Веревкин. 3-е изд. Петроград, 1915.

Вблизи расположены