Даты: 1883-1907 гг.

Автор(ы): архитектор А.А. Парланд

Архитектурный стиль: русский стиль

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Государственный музей «Исаакиевский собор»

Экстерьер
Интерьер

Храм-памятник событиям 1 марта 1881 года, когда на набережной Екатерининского канала в результате нападения народовольца И.И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II. Именно на том месте, где император получил ранение (выражение "на крови" указывает на кровь царя), на средства собранные по всей России и была возведена церковь. Девятиглавый храм является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства и уникальным памятником «русского» стиля в Петербурге. Храм вмещает 1600 человек, а его шатер возносится на высоту 81 метр (1981 – год гибели Александра II).

Собор расположен на берегу канала Грибоедова (до 1923 года — Екатерининский канал) рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью.

Храм Спаса на Крови возведён в 1883—1907 годах, по указу императора Александра III. Проект церкви был разработан архитектором Альфредом Александровичем Парландом (1842—1919).

Средства на содержание храма выделяло государство.

В отличие от приходских церквей, в Соборе Воскресения Христова до 1918 года не исполнялись требы, как не соответствующие его статусу. Службы велись ежедневно, с обязательной заупокойной литией[1].

Советский период

В 1917 году государство перестало направлять средства на содержание храма, а в 1918 году по указу Народного комиссариата храм перешёл под управление и охрану Комиссариата народных имуществ Республики. В этом же году он становиться обычной приходской церковью.

В 1930 году церковь закрыли, а помещение начали использовать как склад. Позднее здание храма было передано Обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев для культурно-просветительских нужд.

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда здесь размещался один из моргов города. В результате обстрелов здание церкви получило повреждения (следы сохранены на одной из мемориальных досок на южном фасаде).

Один из артиллерийских снарядов попал в главный купол храма, не разорвался и пролежал между сводами почти двадцать лет, пока не был обезврежен в 1961 году[2].

После войны в здании бывшей церкви был устроен склад декораций Малого оперного театра.

В 1968 году собор Воскресения Христова на крови был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении. Вскоре, в 1970 году, было принято решение «Об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на крови».

12 апреля 1971 года храм был передана на баланс музея. Начался многолетний этап восстановление и реставрации храма. Работы продолжались 27 лет и в основном завершились в 1997 году. Были восстановлены повреждённые и утраченные элементы фасадов и интерьера, включая мозаичные панно.

Современный период

19 августа 1997 года собор был открыт как музей. В настоящее время он имеет статус государственного музея в составе ГБУК ГМП «Исаакиевский собор».

В 2004 году храм был заново освящён. С 2010 года здесь ведутся регулярные богослужения.

Глубоко почитается в соборе память императора Александра II. В день его трагической кончины 14 марта (1 марта по старому стилю) совершается архиерейское богослужение с особым поминовением убитого Государя. После каждой божественной литургии, как правило, служится поминальная лития по императору[3].

Архитектура

Собор Воскресения Христова на Крови — православный мемориальный однопрестольный храм, памятник русской архитектуры. Собор является образцом позднего этапа эволюции «русского стиля».

Проектируя церковь архитектор Альфред Александрович Парланд, по требованию императора Александра III, опирался на стиль московского и ярославского зодчества 17 века. В итоге, творчески переработав приемы церковной архитектуры допетровской эпохи, архитектор создал собирательный образ русского православного храма.

Фасады собора богато декорированы – фигурными наличниками, кокошниками, заполненными мозаичными вставками, поясками, изразцами, разноцветной черепицей. Главы позолочены, а также покрыты ювелирной эмалью площадью 1000 квадратных метров.

Мозаичное убранство храма составляет более 7 тысяч квадратных метров, это одна из крупнейших мозаичных коллекций в Европе. Мозаика полностью покрывают стены, пилоны, столбы и своды. Панно создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и других.

В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов, уральские и алтайские поделочные камни, итальянские цветные мраморы, а также мозаичная коллекция российской геральдики.

Вблизи расположены