Даты: 1903-1907 гг.

Автор(ы): архитектор А.А. Парланд

Архитектурный стиль: модерн

Объект культурного наследия федерального значения

Ограда Храма Воскресения Христова («Спаса на крови») создана в 1903-1907 годах по рисунку архитектора собора Альфреда Александровича Парланда (1842—1919) на заводе компании «Карл Винклер». Кованая железная ограда, длиной более 250 метров, отделяет от собора Михайловский сад и обрамляет часовню-ризницу. Ограда выполнена в стилистике раннего модерна по мотивам древнерусских растительных росписей и считается одной из самых красивых в Петербурге.

Изначально ограда Храма Воскресения Христова представляла собой единое целое: ограда у часовни-ризницы и у собора не была разделена, но в 1975 годы, когда вдоль Марсова поля стали прокладывать магистраль, её пришлось разделить и переместить. Поэтому в настоящее время несколько секций ограды отделяют часовню-ризницу храма Спаса на Крови от проезда ко 2-му Садовому мосту.

В советское время ограда Храма Воскресения Христова поновлялась, а в течение 1990-х годов пришла в плачевное состоянии.

Реставрация ограды была начата в 2000-х годах. В начале была отреставрирована часть ограды вдоль Михайловского сада: восстановлен цоколь, часть звеньев, столбы, ворота с вензелями, изразцы и кованые фонари. Но пять звеньев справа от часовни-ризницы в этот период не реставрировались. Полностью работы по реставрации были завершены к концу 2017 года.

Архитектура

Ограда Храма Воскресения Христова («Спаса на крови») состоит из 50-ти больших звеньев металлической решетки с крупным растительным орнаментом витиеватого рисунка, высотой 4 и шириной 3,7 метра. Кованый орнамент выполнен в двух вариантах и последовательно чередуется.

Круглые каменные столбы ограды облицованы цветным лекальным кирпичом с узором, базы и капители изготовлены из эстляндского мрамора (Эстляндия — историческое название северной части современной Эстонии). Цоколь ограды гранитный.

Частью ограды также являются ворота, расположенные по продольной оси Храма Воскресения Христова на запад и совпадающие с аллеей Михайловскаго сада. Решётка ворот продолжает рисунок решётки ограды, а столбы имеют большую высоту, прямоугольные в сечении и украшены вставками из квадратных майоликовых изразцов различного рисунка. Венчают столбы ворот группы электрических фонарей с богатой арматурой.

Вблизи расположены