Даты: 1797-1801 гг.

Автор(ы): архитектор В.И. Баженов; архитектор В. Бренна и др.

Архитектурный стиль: классицизм

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Филиал Русского музея

Здесь размещается:
Михайловский замок (Музей) - Русский музей →

С 1991 года Михайловский замок входит в состав Государственного Русского музея.

Крупнейший памятник архитектуры, завершающий собой историю петербургского зодчества 18 века. Замок возведён по заказу императора Павла Первого в 1797—1801 годах и стал местом его смерти. Своим названием он обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде императора Павла (принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена) называть все свои дворцы «замками». Второе название — «Инженерный» произошло от находившегося здесь с 1819 года Главного инженерного училища.

Замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому императору Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась еще в 1784 году, в бытность его великим князем. Павел I желал сделать новый дворец своей главной парадной резиденцией. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина.

В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, Павел обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781—1782 годов.

Указ о строительстве замка был издан в первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября 1796 года: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома».

На месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны (Третьего Летнего дворца), созданного архитектором Растрелли, где 20 сентября 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича и где во время переворота 1762 года была провозглашена императрицей его мать.

Первый камень будущего замка был заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года[1]. К моменту начала строительства папка проектов императора насчитывала 13 различных вариантов будущего дворца. Окончательный же проект дворца, по поручению императора Павла I, был выполнен архитектором Василием Ивановичем Баженовым (1737(1738)—1799).

Строительными работами руководил архитектор Винченцо Бренна (1747—1820), который долгое время ошибочно считался автором проекта. После смерти Баженова (в 1799 году) Бренна внёc некоторые измене­ния в решение фасадов (первоначальный проект дворца) и создал художественную отделку интерьеров. В создании проекта принимал участие и сам император, сочинивший несколько рисунков. В помощниках Бренна числились Фёдор Свиньин и Карл Росси.

Павел I старался ускорить строительство. Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь были направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Кроме того, вместе с Бренна работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников.

Государь повелел закончить весь замок вчерне примерно в том-же 1797 году. Вследствие этого работы велись с большою поспешностью и днем, и ночью; ежедневно на ра6отах было от 2500 до 6000 человек рабочих[2].

Для увеличения темпов работ были переброшены строительные материалы с других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств (были разобраны несколько павильонов в Царском Селе и дворец в Пелле); со стройки Исаакиевского собора по проекту Ринальди — мрамор, в том числе фриз с надписью, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет.

8 (21) ноября 1800 года[3], в день святого Архангела Михаила, замок и устроенная в нём церковь были торжественно освящены, но работы по его внутреннему убранству (из-за сырости в помещениях)[4] продолжались до марта 1801 года.

Переезд царской фамилии в новую резиденцию состоялся в январе 1801 года[5]. После убийства императора, через 40 дней после его переезда в Михайловский замок (в ночь с понедельника 11 (23) марта на вторник 12 (24) марта 1801 года), он был покинут Романовыми. Замок передали в интендантское ведомство[6] и на два десятилетия он пришёл в запустение.

Мебель, статуи и картины в этом же (1801) году были перевезены в Мраморный и Зимний дворцы[7]. Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза — свадебного подарка сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов, на переплавку пошли серебряные врата из дворцовой церкви, а Николай I отдал распоряжении «добывать» в Михайловском замке мрамор для постройки Нового Эрмитажа.

В 1819 году здесь разместилось Главное инженерное училище, от которого и пошло его второе название — «Инженерный».

В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка. Подъемные мосты были убраны, а каналы, охватывавшие замок и плац, засыпаны. В последующие годы Михайловский замок постепенно терял первозданный облик. В 1829—1835 годы была произведена перестройка и перепланировка интерьеров для нужд Инженерного училища, выполненна по проекту архитектора А.Я. Андреева. В 1893—1894 годах замок перестраивался архитектором Н.Л. Шевяковым.

Советский период

С 1918 по 1941 год и с 1945 года в замке размещалась военно-инженерная школа (Ленинградское военно-инженерное училище). Во время Великой Отечественной войны, в 1941—1945 годах, здесь располагался госпиталь.

В 1951 году в Михайловский замок, на время проведения ремонта и реставрации в Главном адмиралтействе, были переведены кораблестроительный и особый факультеты военно-морского инженерного училища им. Дзержинского. С 1957 года по настоящее время в замке располагается Центральная военно-морская библиотека.

В 1960 году военное ведомство освободило (за исключением библиотеки) здание и его передали Ленинградскому Совету народного хозяйства для размещения технологических институтов. Основным арендатором стало Центральное Бюро технической информации г. Ленинграда.

В 1980-х годах здесь размещался довольно большой перечень различных учреждений, что негативно сказалось на состоянии Михайловского замка: дворцовые залы были разделены перегородками, плафоны и росписи на стенах закрашены. В конце 1980-х годов помещения начали освобождаться.

Современность

В 1991 году треть помещений замка была передана Государственному Русскому музею, а всё здание (за исключением помещений библиотеки) передали музею в 1994 году.

К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга Михайловский замок отреставрировали. Многие интерьеры были восстановлены в том виде, в каком они были при Павле. Также была восстановлена надпись на фасаде (ранее закрытая листовым железом) и статуи со стороны Летнего сада, реконструированы и открыты сохранившиеся под землей фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста — часть инженерно-фортификационных сооружений, окружавших замок.

Торжественное открытие Михайловского замка состоялось 27 мая 2003 года. Сегодня это филиал Русского музея, в котором открыты постоянные экспозиции — «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей» и «Открытый фонд скульптуры».

Архитектура

Михайловский замок представляет собой комплекс, который помимо самого здания замка, включает две кордегардии (здания для размещения караула), манеж и конюшни.

Главные вход на территорию располагался на современной Манежной площади, откуда тянулась длинная Кленовая аллея (ныне Кленовая улица) проходившая между зданиями манежа и конюшен (берейторской школы) и далее между двумя одинаковыми павильонами-кордегардиями, возведёнными по проекту В.И. Баженова в 1798-1800 годах, одновременно с постройкой замка.

Коннетабльский плац-парад

Между кордегардиями и замком располагалась площадь — Коннетабльский плац-парад, окружённая со всех сторон, как и сам замок, каналами. В 1800 году в центре этой площади, по указанию Павла I, был установлен памятник Петру Первому.

Михайловский замок — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собой историю петербургского зодчества 18 века. Здание в плане имеет вид квадрата с внутренним восьмиугольным (октогональным) двором. Каждый из внешних фасадов решён различно.

Главный фасад Михайловского замка — южный. Он украшен колоннадой и обработан камнем, а его центральная часть выделяется поднятым на высокий цокольный этаж портиком с двумя плоскими обелисками, фланкирующими парадный въезд во двор — Воскресенские ворота.

Мраморные обелиски украшены воинской арматурой и вензелями Павла I, а в тимпане фронтона помещён барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный итальянским скульптором Пьетро Чеккардо Стаджи (1754—1814).

Над колоннадой проходит фриз с заключительной строкой одного из псалмов Давида — «Дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней». Надпись выполнена накладными золотыми буквами по бордовому полю фриза из шокшинского кварцита (порфира).

На западном фасаде (церковном) далеко вперёд выступает объем церкви с апсидой (храм Архангела Михаила), увенчанный башней-колокольней с золочёным шпилем. Фасад несёт нарядное декоративное оформление, его украшают лепной карниз и аллегорические скульптуры Веры и Надежды.

Северный фасад (парковый) выделяется двумя ризалитам между которыми расположена монументальной лестница, ведущая в лоджию с мраморной колоннадой тосканского ордера. На высоких постаментах, по сторонам от лестницы, размещены бронзовые реплики статуй Геркулеса и Флоры Фарнезских. Эти статуи, по указанию Павла, были перенесены сюда с Камероновой галереи в Царском Селе.

Завершает северный фасад высокий аттик, украшенный барельефами на мифологические и евангельские сюжеты, между которыми расставлены «поддерживающие» профилированный карниз мужские фигуры теламонов (или атлантов).

Аттик на северном фасаде Михайловского замка с фигурами теламонов (атлантов)

Аттик на северном фасаде Михайловского замка с фигурами теламонов (атлантов)
Вид с северо-запада. Аттик украшают барельефы на мифологические и евангельские сюжеты, между которыми расставлены поддерживающие профилированный карниз мужские фигуры теламонов (атлантов).

Теламоны, равно как и употребляющееся в том же смысле слово «атланты», заимствовано из мифического представления Атланта (др.-греч. «Носитель»), который, по сказаниям, поддерживал плечами небесный свод. Оба слова Ατλας и Τελαμών — разновидности одного корня τλα[1].

Восточный фасад Михайловского замка выходит на набережную реки Фонтанки и рассчитан на восприятие с её противоположного берега. В его центре выступает объём двусветного Овального зала, над которым возвышается башенка с флагштоком. Зал входил в анфиладу парадных покоев императора Павла I.

Михайловский замок и 2-й Инженерный мост. Набережная реки Фонтанки.

Михайловский замок и 2-й Инженерный мост. Набережная реки Фонтанки.
Вид с востока. На фото южный и восточный фасады замка.

Источники и примечания

1. Теламоны // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Вблизи расположены