Даты: 1800 г. (скульптура создана в 1740-е гг.)

Автор(ы): скульптор Б.К. Растрелли-отец; скульпторы: И.И. Теребенев, В.И. Демут-Малиновский, И.Е. Моисеев, М.И. Козловский

Архитектурный стиль: барокко

Объект культурного наследия федерального значения

Экстерьер

Статуя создана в первой половине 18 века и отлита при Императрице Елизавете Петровне в 1747 году. Это мог быть первый памятник Петербурга, но его установили только в 1800 году, по решению Павла I. Пётр представлен в образе полководца-победителя с фельдмаршальским жезлом в руке. С двух сторон высокого пьедестала размещены бронзовые барельефы с изображениями двух сражений Северной войны - Полтавского боя и боя при Гангуте. Это единственный в России образец конной статуи стиля барокко.

Идея создания памятника Великому Основателю Петербурга принадлежит Императрице Анне Иоанновне[1], по велению которой скульптор Бартоломео Карло Растрелли (отец известного архитектора Растрелли, автора Зимнего и Екатерининского дворцов) в 1716-24 годах разработал модель памятника. В процессе создания модель многократно корректировалась, в том числе, по указаниям самого Петра Первого. При создании скульптуры Растрелли использовал маску, сделанную с лица императора.

В 1725 году Петр Первый умер и работы над монументом были остановлены. Продолжены они были уже при Елизавете Петровне, которая в 1743 году одобрила последнюю модель памятника выполненную Растрелли. После чего было начато изготовление большой скульптуры. В 1744 году Карло Бартоломео Растрелли умер и отливка статуи в бронзе, по его восковым моделям, была осуществлена в 1747 году[2] уже его сыном – Франческо. Памятник планировалось установить на площади перед Зимним дворцом, но смерть Елизаветы Петровны помешала осуществлению этого плана.

В 1763 году к идеи установки памятника вернулась уже Екатерины II, но статуя, выполненная Растрелли императрице не понравилась.

Растрелли младший был отстранен от работы, а для создания монумента был приглашен французский скульптор Этьен Морис Фальконе. Выполненная им статуя Петра Первого в итоге и была установлена в 1782 году на Сенатской площади, став первым памятником Петербурга.

В конце 18 века к памятнику выполненному Растрелли вернулся император Павел I. Долгие годы статуя Петра хранился у князя Григория Потёмкина. Павел отдал распоряжение установить памятник в Кронштадте, но затем он изменил решение и выбрал местом его установки площадь Коннетабля перед своим будущим дворцом. Через некоторое время император пожелал установить в этом месте у Михайловского замка статую Суворова. Но вскоре полководец впал в немилость (памятник Суворову в итоге был установлен в 1801 году рядом с Михайловским замком на Марсовом поле у реки Мойки). Поэтому в 1800 году, по приказу Павла I, перед Михайловским замком был установлен памятник Петру Великому.

По указанию императора Павла на постаменте была сделана надпись: «Прадеду Правнук 1800». Эта надпись явно перекликается с надписью «Петру первому Екатерина вторая Лета 1782» у «Медного всадника».

Так как площадь перед Михайловским замком называлась тогда Коннетабльский плац-парад памятник Петру стали именовать Коннетабль (так во Франции называли главнокомандующего королевской армией).

Архитектура

Статуя Петра выполнена из бронзы, император изображен на коне полководцем-победителем, в римском одеянии, с лавровым венком на голове и с фельдмаршальским жезлом в руке. Композиция памятника создана по образу конной статуи римского императора Марка Аврелия (бронзовая древнеримская статуя на Капитолийском холме в Риме, созданная в 160—180-е годах). Это единственный в России образец конной статуи стиля барокко.

Барельефы на пьедестале памятника

На пьедестале, который облицован олонецким цветным мрамором, размещена надпись: «Прадеду Правнук 1800 г.», а на двух его сторонах барельефы изображающие два сражения Северной войны. В верхней части барельефов изображен Ангел, протягивающий лавровый венок и возвещающий трубой о победах: на барельефе с восточной стороны – над Шведами под Полтавой (изображение Полтавского боя), а на барельефе с западной стороны – над Шведами в Гангутской битве (первая в истории России морская победа русского флота).

Барельефы созданы скульпторами И.И. Теребеневым, В.И. Демут-Малиновским и И.Е. Моисеевым под руководством М.И. Козловского.

Вблизи расположены