Даты: 1818-1858 гг.

Автор(ы): архитектор О.Р. де Монферан

Архитектурный стиль: поздний классицизм

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор»

Экстерьер

Собор является одним из архитектурных символов Петербурга, крупнейшим сооружением позднего русского классицизма. Входит в число пяти крупнейших купольных храмов Европы. Его высота 101,5 метра, длина 111 метров, а ширина 97 метров. Одновременно в храме могут находиться около 12 тысяч человек. Собор освящен в память святого преподобного Исаакия Далматского, небесного покровителя императора Петра I (он родился в день памяти святого — 30 мая).

Храмы в честь Исаакия Далматского (предшественники Исаакиевского собора)

История храма началась в 1707 году, когда Петр I издал указ о начале строительства деревянной церкви в честь Исаакия Далматского на берегу Невы (примерно там, где сегодня расположен «Медный всадник»).

День памяти святого приходится на день рождения Петра Первого (30 мая по старому стилю).

Позже Исаакиевскую церковь возвели в камне в стиле «петровского барокко», а в 1768—1802 годах шло строительство третьего Исаакиевского собора по проекту архитекторов А. Ринальди, А.Ф. Виста и В. Бренны, которое так и не было закончено.

Современный Исаакиевский собор

Исаакиевский собор возведённый по проекту и под руководством французского архитектора Огюста Монферрана, выбранного Александром I, стал четвёртым. Строительство шло 40 лет, с 1818 по 1858 год, началось в эпоху императора Александра I, и было завершено при Николае I. На постройку потратили огромную по тем временам сумму в 23 миллиона рублей.

Освящение Исаакиевского собора состоялось 30 мая 1858 года (11 июня по новому стилю), в день памяти преподобного Исаакия Далматского. Торжественное мероприятие прошло в присутствии императора Александра II и членов императорской семьи.

Были выстроены войска, которых император приветствовал перед началом чина освящения, которое возглавил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Григорий (Постников). На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, соседние улицы и крыши ближайших домов были переполнены людьми.[1]

В возведении собора, в разное время, было занято около 400 тысяч человек. Живописное и скульптурное убранство храма выполнено такими известными мастерами, как К. Брюллов, Ф. Бруни, В. Шебуев, И. Витали, Н. Пименов, П. Клодт и другими.

Интересно сравнение храма, опубликованное в газете «Северная пчела»: «Знаменитые храмы св. Петра в Риме и св. Павла в Лондоне удивляют огромностью, высотою, красотою формы, и, по справедливости, поставляются в числе чудес искусства. Исаакиевский собор хотя уступает несколько римскому и лондонскому храмам в огромности, но в красоте форм и в величии целого стоит наряду с ними, а в богатстве материалов далеко их превосходит. <…> …Удивительное собрание монолитов есть первое чудо в свете: до сих пор на земном шаре нет здания, украшенного таким множеством монолитов и такого огромного размера. И с каким искусством поместил их г. Монферан! С какою легкостью и удобством поднял он эти громады на высоту! Таких работ не видывала Европа! Не менее достойны удивления внутренние своды и свод главного купола из чугуна. Одним словом, все в этом храме гигантское, служащее эмблематическим изображением нашего отечества. В исполнении видим силу России, в материалах ее богатство, в формах изящество нашей образованности».[2]

Советский период

После революции Исаакиевский собор понёс большие утраты.

В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей для нужд голодающих Поволжья из него было изъято 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.

Храм стал обновленческим, а в 1928 году службы были прекращены: президиум ВЦИК 18 июня 1928 года постановил «оставить здание собора в исключительном пользовании Главнауки в качестве музейного памятника». 12 апреля 1931 года в соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев. С 1948 года в соборе начал работать музей «Исаакиевский собор».

В 1950—1960-е годы были проведены реставрационные работы. На колоннаде устроена смотровая площадка, где с высоты 43-х метров открывается великолепная панорама центральной части Санкт-Петербурга. Внутри храма был установлен маятник Фуко, который благодаря огромной длине наглядно демонстрировал вращение Земли. В 1986 году маятник был демонтирован.

В 1990 году в храме спустя многие годы была проведена первая церковная служба, теперь они проходят ежедневно.

В настоящее время Исаакиевский собор находится в ведении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

Архитектура Исаакиевского собора

Исаакиевский собор решён в стиле позднего классицизма. Ко времени возведения храм являлся одним из крупнейших в мире купольных зданий. Наружный диаметр его купола составляет 25,8 метров. Высота Исаакиевского собора – 101,5 метров, а размеры в плане (с портиками) 111,5 на 97,6 метров. Внутренняя площадь более 4 000 квадратных метров.

Храм имеет богатое декоративное убранство. Собор украшает триста пятьдесят статуй и рельефов, отлитых из бронзы или выполненных из меди методом гальванопластики.

Скульптуры на фронтонах

На углах 4-х фронтонов портиков собора установлено двенадцать скульптур. Они созданы в 1842–1844 годах по моделям И.П. Витали, при участии Л. Бульи. Три фигуры на северном фронтоне выполнены из меди методом гальванопластики на заводе герцога Лейхтенбергского, остальные девять отлиты из бронзы и отчеканены на заводе Берда.

Венчают каждый фронтон скульптуры апостолов, авторов четырёх канонических Евангелий. Все апостолы изображены со своими символическими образами — западный фронтон Исаакиевского собора венчает Марк со Львом, южный Матфей с Ангелом, восточный Лука с Тельцом, северный Иоанн с Орлом. В раскрытых книгах и свитке — строки из Евангелий. Лука держит написанную им икону Божией Матери.

У древних христианских писателей обычным символом для четырёх евангелистов была таинственная колесница, которую пророк Иезекииль видел при реке Ховаре (Иез. 1:5-26) и которая состояла из 4-х существ, напоминающих собой человека (ангела), льва, тельца и орла. Эти существа, взятые в отдельности, стали эмблемами для евангелистов. Но образы не сразу закрепились за апостолами-евангелистами, многие богословы спорили относительно их принадлежности и трактовки. Приблизительно со II века появилось обоснование аллегорических образов, связанных с евангелистами, которое используется и сегодня. Считается, что в своём Евангелии Матфей выдвигает особенно человеческий и мессианский характер Христа, поэтому его символом является ангел (человек). Марк в своём Евангелии изображает Христово всемогущество и царственность, поэтому его символ — лев. Луку символизирует телец, так как в своём Евангелии Лука говорит о Христовом первосвященстве, с которым связывалось жертвоприношение тельцов. По словам блаженного Августина, Иоанн «как орёл парит над облаками человеческой немощности».

Ангелы со светильниками

На каждом из четырёх углов аттика Исаакиевского собора расположена скульптурная группа изображающая ангелов со светильниками. Эти композиции играют важную роль во внешнем облике храма, связывая основной объем здания с барабаном и куполом.

Источники и примечания

1. «Санктпетербургскія Вѣдомости». 1 июня 1858, № 117. — С. 691—693.

2. Газета «Северная Пчела». Санкт-Петербург. 1840. — С. 1.

 

Вблизи расположены