Даты: 1740-1750-е гг., 1770-е гг., 1809-1811 гг.

Автор(ы): неизвестен

Архитектурный стиль: классицизм, ранний классицизм

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Прокуратура г. Санкт-Петербург

Экстерьер

Дом является старейшим из существующих зданий на Исаакиевской площади. Он возведён в 1760-е годы по проекту неизвестного архитектора для Л.А. Нарышкина[1]. В 1809—1811 годах[2] здание было перестроено, но сохранило черты раннего классицизма. В 1817 году особняк приобрёл Петр Васильевич Мятлев, представитель древнего дворянского рода Мятлевых. Мятлевы владели зданием вплоть до 1917 года. В 1820-е — 1830-е годы дом был известен как «Исаакиевский дом» или «Дом у Исаакия». Его посещали видные поэты и писатели того времени, в том числе А.С. Пушкин, В.А. Жуковский и другие. Дом тесно связан с историей русской культуры 19—20 веков.

У первого владелеца дома — Л.А. Нарышкина, в конце 18 — начале 19 веков останавливались приезжавшие в Петербург французский философ Дени Дидро (1773-1774)[3], писательница Жермена де Сталь, немецкий критик Август Шлегель и другие известные личности.

Мемориальная доска Д. Дидро (открыта в 1991 году)
На доме установлена гранитная мемориальная доска на французском и русском языках: «Dans ce batiment D’Octobre 8 1773 A’Mars 5 1774 vecut le grand Philosophe francais Denis Diderot. В этом доме с 8 октября 1773 по 5 марта 1774 жил великий французский просветитель Дени Дидро».

В начале 19 века, после покупки дома семьёй Мятлевых, здесь проживал государственный деятель и поэт Иван Петрович Мятлев (1796—1844). В доме им был устроен литературный салон, где бывали А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский, позже М.Ю. Лермонтов и другие литераторы[4].

Иван Петрович Мятлев — сын Петра Васильевича Мятлева, возглавлявшего Государственный ассигнационный банк. Иван Петрович в чине корнета лейб-гвардии Конного полка принимал участие в Заграничном походе русской армии 1813—1814 годов и был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом. Уйдя с военной службы он дослужился до звания действительного статского советника, но получил известность, главным образом, как автор слов популярных городских романсов, а также лёгких сатирических стихов для светского чтения, прежде всего, модной в своё время поэмы «Сенсации и замечания мадам Курдюковой».

Советский период

В 1918 году в особняке ненадолго разместился Музей Старого Петербурга, ранее находившийся в Доме городских учреждений. Немного позднее, в 1918 году, в доме Мятлевых был сформирован Отдел народного просвещения, впоследствии присоединившийся к Комиссариату народного просвещения (до переезда правительства в Москву).

В 1921 году в доме открылся Музей художественной культуры (МХК). Музейное собрание графики и живописи в большей степени относилось к новейшим веяниям в русском изобразительном искусстве — от импрессионизма до супрематизма и беспредметности. В 1923 по 1926 год здесь располагался, созданный на базе МХК, Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК)[5]. В разные годы в нём работали Н.Н. Пунин, В.Е. Татлин, М.В. Матюшин, А.Е. Карев, Н.А. Тырса, Н.Ф. Лапшин. Возглавляли музей и институт: Н.И. Альтман (1921), А.И. Таран (1921—1923) и К.С. Малевич (1923—1926). В 1926 году музей и институт художественной культуры прекратили своё существование. Фонды музея передали в Государственный Русский музей, а часть отделов института слили с Государственным институтом истории искусств.

Сам Казимир Северинович Малевич, возглавлявший институт в последние годы его деятельности, проживал в бывшем доме Мятлева и скончался здесь же 15 мая 1935 года, о чём свидетельствует мемориальная доска, открытая в 2002 году.

Мемориальная доска К.С. Малевичу
Гранитная мемориальная доска, стилизованная под Чёрный квадрат с надписью: «Художник Казимир Малевич (1878-1935) жил и умер в этом доме».

Во время Великой Отечественной войны пострадали фасады дома, были разрушены лепные барельефы. В 1948—1949 годах декор был восстановлен. Впоследствии в доме размещались различные учреждения. В 1990-х годах в бывшем доме Мятлевых разместилась городская прокуратура.

Архитектура

Дом Мятлевых представляет собой дворянский особняк городского типа решенный в стилистике раннего классицизма. С середины 18 века фасад дома почти не изменился.

Главный фасад дома обращён на Исаакиевскую площадь. Центральный вход в трёхэтажное здание оформляет портик из четырёх мраморных колонн[6], поддерживающих балкон. В простенках над балконом и у полуциркульного окна, во втором и третьем этажах, размещены декоративные скульптурные панно замечательные по тонкости исполнения и изяществу рисунка[7]. Над окнами первого этажа расположены чередующиеся круглые барельефы с изображением человеческого профиля и прямоугольные барельефы изображающие мифологические сюжеты.

Интерьеры частично сохранили отделку первого десятилетия 19 века. На второй этаж, где располагались парадные помещения, ведёт парадная лестница. Наибольший интерес имеет отделанный искусственным мрамором Большой зал с колоннами, поддерживающими хоры, а также комнаты с сохранившимися изразцовыми печами.

Вблизи расположены