Даты: 1768-1782 гг.

Автор(ы): скульпторы: Э.М. Фальконе, М.А. Колло, Ф.Г. Гордеев, архитектор: Ю.М. Фельтен

Объект культурного наследия федерального значения

Монумент на Сенатской площади, воздвигнутый по желанию Екатерины II, является фактически первым памятником не только в Петербурге, но и во всей России. Его открытие состоялось 7 августа (18 августа) 1782 года. Название «Медный всадник» памятник получил благодаря знаменитой одноимённой поэме А.С. Пушкина, но выполнен он из бронзы. Создатель памятника — французский скульптор Этьен Фальконе (1716—1791) изобразил Петра как «великого полководца, героя, законодателя и цивилизатора».

История создания памятника Петру Первому

Выбрать на роль скульптора памятника Петру Первому Этьена Мориса Фальконе (фр. Etienne Maurice Falconet) посоветовал императрице Екатерине II французский писатель и философ-просветитель Дени Дидро.

Этьен Морис Фальконе (1716–1791) – французский скульптор, рисовальщик и теоретик. Один из крупнейших мастеров миниатюрной и монументальной пластики позднего рококо и неоклассицизма. Родился в Париже и учился вначале у своего дяди, мраморщика по профессии, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана-Батиста Лемуана. В 1744 году Фальконе был принят в Парижскую академию, которую закончил в 1754 году получив звание академика.

Эскиз будущего монумента Петру из воска Фальконе сделал находясь еще в Париже, а после его приезда в Россию, в 1766 году, началась работа над гипсовой моделью в натуральную величину. При работе над памятником скульптор находился под давлением Екатерина II и был этим недоволен.

Вот как он писал об этом И.И. Бецкому: «Вы могли ли себе представить, чтобы избранный для создания настолько значительного памятника скульптор не имел бы способности думать, чтобы движениями рук его управляла не его собственная, а чужая голова?». Разногласия возникали и по поводу одежды Петра I, в своём письме к Дидро Фальконе писал: «Вы знаете, я не стану одевать его по-римски, так же как и не стал бы одевать в русские одежды Юлия Цезаря или Сципиона».

Работы над памятником велись на участке, где находился бывший временный Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны. Прохожие наблюдали в 1769 году, как офицер гвардии, взлетая на деревянный помост на лошади, ставил ее на дыбы. Это продолжалось ежедневно по нескольку часов. Фальконе, сидевший у окна перед помостом, внимательно и точно делал наброски увиденного.

Для натуры скульптор избрал русскую «орловскую» породу, а коней – скакунов Каприза и Бриллианта – взяли из императорских конюшен.

Голову фигуры Медного всадника вылепила Мари-Анн Колло, ученица Фальконе. Скульптор собственноручно трижды приступал к этой работе, но Екатерина II каждый раз советовал исправить модель. Мари предложила свой эскиз, и императрица приняла его.

Девушку за ее работу приняли в ряды членов Российской Академии художеств, а императрица Екатерина II назначила Колло пожизненную пенсию в десять тысяч ливров.

Змею, которая находится под ногой коня, создал русский скульптор Фёдор Гордеевич Гордеев. Гипсовую модель памятника императору в натуральную величину подготавливали в течение двенадцати лет. К 1778 году модель была готова, и ее открыли в мастерской на углу Большой Морской улицы и Кирпичного переулка для всеобщего обозрения.

В обществе сложились разные мнения относительно памятника. Обер-прокурор Синода решительно не принял проект. Дидро оказался доволен увиденным. Императрица Екатерина II проявила равнодушие к представленной модели памятника, она была недовольна самодеятельностью Фальконе при выборе облика монумента.

В течение длительного периода времени никто не хотел приступать к отливке статуи. Местные умельцы боялись размеров статуи и сложность работы, а иностранные мастера запрашивали необоснованно большую сумму. Скульптор рассчитал, что передние стенки скульптуры следует сделать очень тонкими, около 1 см, для сохранения равновесия памятника. От такой тонкой работы отказался литейщик из Франции, которого пригласили специально для выполнения этой работы. Называя Фальконе сумасшедшим, литейщик утверждал, что во всём мире нет подобного примера отливки, и она не удастся и был уволен по настоянию Фельтена. С этого момента все подготовительные работы к отливке осуществлял сам Фальконе.

Первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) Фальконе выполнял сам. В 1777 году были выполнены верхние части скульптуры, не получившиеся при первой отливке.

На одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

В 1778 году, до установки монумента, Фальконе покинул Россию. Работы по завершению памятника были поручены архитектору Юрию Матвеевичу Фельтену.

Из России Фальконе уехал в Голландию, а в 1781 вернулся во Францию. Скульптор скончался в Париже в 1791 году (в возрасте 75 лет). Последние годы жизни, разбитый параличом, он не мог работать.

Памятник Петру Первому был торжественно открыт 7 августа (18 августа) 1782 года, его открытие было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II. На открытие монумента скульптор Фальконе приглашён не был.

Памятник Петру Первому во время Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда монумент был заложен мешками с песком, над которым устроили деревянный футляр. В итоге памятник не получил каких-либо повреждений.

Описание памятника

Пётр Великий изображён в условном одеянии на вздыбленной лошади (в подчёркнуто динамическом состоянии). Одежда Петра, по словам скульптора, принадлежит «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние». Седло скульптор заменил медвежьей шкурой, которая символизирует нацию, цивилизованную государем.

Пётр изображается Фальконе как законодатель и цивилизатор. Вот что писал по этому поводу сам Фальконе: «Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя и благодетеля своей страны…».

Постамент в виде громадной скалы – символ преодоленных Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению статической устойчивости монумента.

Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы». И только венок из лавра, венчающий голову и меч у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя.

Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины, изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй».

Под надписью размещена римская цифра MDCCLXXXII, которая означает 1782 – год установки памятника.

Памятник Петру Первому – «Медный всадник» / Это интересно

Вблизи расположены