Монументальное здание в стиле классицизма было построено в 1804−1807 годах по проекту Джакомо Кваренги у Конногвардейского бульвара (ранее на месте бульвара располагался Адмиралтейский канал). Манеж предназначался для зимних и летних занятий, а также парадных конных выездок Лейб-гвардии Конного полка. В советское время здание было перестроено под гараж НКВД. С 1977 года используется как выставочный зал.
Манеж был возведен во время Наполеоновских войн, в короткие сроки, с целью успеть к возвращению конно-гвардейского полка из Европы. Так как Исаакиевская площадь задумывалась как важная архитектурная составляющая города, главный фасад Манежа был решён в виде монументального дорического восьмиколонного портика.
Скульптуры Диоскуров
К концу строительства в Италии были заказаны уменьшенные копии мраморных античных скульптур Диоскуров — Кастора и Поллукса, стоящих перед римским Квиринальским дворцом (Фонтан Диоскуров). Обе фигуры были высечены из белого каррарского мрамора скульптором Паоло Трискорни. Их изготовление заняло три года, ещё шесть лет потребовалось чтобы доставить их в Петербург. В результате они были доставлены в Петербург только в 1816 году. В 1817 году Диоскуры заняли свои места на гранитных постаментах с двух сторон от главного фасада манежа, тем самым завершив его композицию.
В 1844 году, по требованию духовенства Исаакиевского собора, обнаженные статуи были сняты и установлены позади манежа (перенесены к казармам полка), где они находились вплоть до 1954 года[1].
За свою историю манеж несколько раз перестраивался. В советское время в Конногвардейском манеже был устроен гараж для войск НКВД (перестройкой руководил Н.Е. Лансере), а во время войны здание было сильно повреждено.
В 1977 году манеж был переоборудован в выставочный центр. Тогда же его фасад был отреставрирован в соответствии с первоначальным замыслом Кваренги. Центральный выставочный зал «Манеж» был открыт 5 ноября выставкой произведений ленинградских художников, посвященной 60-летию Великого Октября и проходившей под девизом «Искусство принадлежит народу».
Архитектура
Конногвардейский манеж — это выдающееся здание в стиле классицизма. Его основной фасад искусно оформлен глубоким портиком, представляющим собой лоджию, ограниченную дорическим ордером и состоящим из 8 колонн, фриза и треугольного фронтона.
Фронтон был изначально украшен терракотовыми барельефами работы скульптора Давида Иенсена. Эти барельефы были демонтированы в советское время. Тогда же в тимпане вместо императорского орла разместили серп и молот. После распада Советского Союза символика с фронтона была убрана. Впоследствии, в ходе реставрации, было решено не восстанавливать барельефы и оставить фронтон пустым.
Лестницу портика фланкируют парные скульптурные группы Диоскуров, известные во многом из-за своей пластичности и монументальности.
1. О Манеже. Официальный сайт Центральный выставочный зал «Манеж». Дата обращения: 10.11.2023.
- Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А.А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 52.