В своё время это был самый роскошный магазин Петербурга и один из лучших винных погребов Европы. Здание возвели в начале 20 века, к 90-летию семейного дела, по решению внука основателя династии - Григория Елисеева. Автором проекта был архитектор Гавриил Васильевич Барановский, а аллегорические скульптуры на фасаде здания («Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука») выполнил скульптор Амандус Адамсон. В 1929 году, на втором этаже здания, открылся Театр сатиры — ныне Театр комедии им. Н.П. Акимова.
Елисеевы были родом из Ярославской губернии.
Существует легенда о том, что основатель династии — Петр Елисеев был крепостным садовником у графа Шереметева, и в 1812 году, в рождественский вечер, он внёс изумленным гостям на блюдце свежую землянику. Граф, спросил, что он хочет за такое чудо. На что он ответил: «Вольную» и граф дал Петру вольную и сто рублей подъемных (огромные по тем временам деньги). Бывший крепостной отправился с семьей в Петербург, купил мешок апельсинов, вышел на Невский проспект и стал торговать.
В 1857 году, сыновья Петра Елисеева Григорий и Степан учредили Торговый дом «Братья Елисеевы» с капиталом почти в 8 млн. рублей. Фирма стала широко известна в Европе и сотрудничала с крупными торговыми домами Англии, Германии, Италии. Елисеевы имели винные подвалы на острове Мадейра и в Бордо, а также и в Петербурге, кроме того товарищество вело торговлю кофе, кондитерскими изделиями, фруктами и сырами.
После смерти Григория Елисеева в 1892 году фирму возглавил его сын Григорий Григорьевич. Именно Григорию Григорьевичу принадлежала идея создания крупных гастрономов - фирменных магазинов. Один из них, для торговли «колониальными товарами» и был построен по заказу купца архитектором Гавриилом Васильевичем Барановским (1860—1920) на Невском проспекте в 1902—1903 годах.
Освящение и открытие здания Елисеевского магазина состоялось 7 сентября 1903 года. Для этой церемонии из Казанского собора принесли главную святыню — Казанскую икону Божьей Матери. При освящении пел хор из членов семьи Елисеевых, а после состоялся торжественный банкет.
Изначально в магазине было три торговых зала, украшенных зеркалами и бронзовыми светильниками. На втором этаже здания располагались банк, коммерческие курсы, основанные Елисеевыми. На втором этаже также размещался театральный зал, предусмотренный архитектором Г.В. Барановским в проекте здания. С 1904 года зал сдавался в аренду разным театральным коллективам. В подвальном помещении размещались склады, холодильники и винный погреб.
До революции 1917 года Григорий Елисеев уехал из России во Францию, где и умер в 1949 году.
В советское время магазин получил название «Гастроном №1», но ленинградцы продолжали звать его Елисеевским магазином. Даже во времена дефицита здесь можно было купить деликатесы.
В 1929 году на втором этаже здания открылся Театр сатиры, которым руководил Давид Григорьевич Гутман (1884–1946). В 1931 театр был объединён с Театром комедии и переименован в Театр сатиры и комедии, ныне это Театр комедии им. Н.П. Акимова. Даже блокадной зимой 1942–1943 годов здесь шли спектакли Театра музыкальной комедии и Городского Блокадного театра.
В 1987-1988 годах была проведена реставрация торгового зала, а в 1995 году на фасаде открыли барельефную мемориальную доску купцам Елисеевым выполненную скульптор Е.К. Дмитриевым и архитектором В.П. Кун.
В период 2000-2010 годов магазин практически не работал. В 2002-2003 годах институт «Спецпроектреставрация» провел работы по восстановлению фасада здания. В 2007 году магазин официально был закрыт на ремонт и на протяжении двух лет вокруг здания велись споры.
Открытие магазина после реконструкции состоялось в 2012 году, а к новогодним праздникам его главная витрина была оформлена движущимися сказочными персонажами сказки «Щелкунчик», которые были созданы известным скульптором и декоратором Михаилом Шемякиным.
Архитектура Елисеевского магазина (Главный корпус торгового дома «Братья Елисеевы»)
Здание Елисеевского магазина ярко выделяется на фоне классической архитектуры Невского проспекта своими витражами, скульптурами и роскошью отделки. Такое решение фасада было призвано показать богатство товарищества и привлечь внимание потенциальных покупателей. Фасад здания украшают аллегорические скульптуры Амандуса Генриха (Хейнрих) Адамсона (1855—1929): «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука».
Современники были шокированы необычностью стиля здания. Поэт Георгий Иванов писал: «на Невском, как грибы, вырастали одно за другим „роскошные“ здания — настоящие „монстры“, вроде магазина Елисеева или дома Зингера». Стиль торговых домов раннего модерна стали называть «купеческим» модерном.
Елисеевский магазин является ярким примером стиля модерн, диссонируя с общей художественной характеристикой Невского проспекта. Основой конструкции здания служит протокаркасная система. На восемь пилонов опираются плоские перекрытия из спаренных забетонированных металлических балок. Завершение выполнено из сегментных решетчатых ферм. Фасады здания облицованы гранитом (работы по облицовке выполнило Восточно-Финляндское гранитное акционерное общество).
Первый и второй ярус здания выделяются на фасаде аркой, третий ярус ранее имел сплошной балкон, ныне утраченный.
Считается, что мотив арки-витража возник под влиянием решения торговых домов в Париже и торгового дома Аршинова в Москве (автором которого был архитектор Ф.О. Шехтель). Схожее решение было реализовано архитектором С.А. Бржозовским при возведении Витебского вокзала в Петербурге.