Даты: 1911-1916 гг.; 1939 г.

Автор(ы): инженер А.П. Пшеницкий; архитектор Л.А. Носков, скульптор И.В. Крестовский

Объект культурного наследия регионального (местного) значения

Мост возведён в 1911–1916 годах по проекту инженера Андрея Павловича Пшеницкого, но его архитектурное оформление создали уже после революции: чугунные перильные решётки были установлены в 1939 году, а гранитные парапеты на опорах в 1956—1957 годах. Дворцовый мост представляет собой разводной металлический мост через реку Большая Нева и соединяет центральную часть города с Васильевским островом. Разведённый двукрылый центральный пролёт Дворцового моста – один из архитектурных символов Санкт-Петербурга.

Ранее на месте современного моста располагался наплавной Дворцовый мост. Также с 1856 по 1912 год недалеко от существующего моста, вниз по течению Большой Невы, действовал наплавной Исаакиевский мост.

С 1900 года велись долгие обсуждения вопросов постройки постоянного моста, а также было проведено 3 конкурса на которые поступило 54 проекта. Лучшими были признаны проект Общества «Батиньоль» и проект Общества Коломенских заводов, составленный видным петербургским инженером Андреем Павловичем Пшеницким (1869—1941).

В итоге был выбран проект А.П. Пшеницкого и 5 февраля 1911 года состоялось подписание договора с Обществом Коломенских заводов на сооружение моста и его испытания[1].

Возведение моста началось в 1911 году, завершить постройку предполагалось в 1913 году, но по различным причинам основные работы закончили только в 1916 году и по решению Городской думы Дворцовый мост был открыт для прохода и проезда в недостроенном виде.

Изначально у Дворцового моста предусматривалось пышное оформление, проект которого разработал архитектор Роберт-Фридрих (Роман Фёдорович) Мельцер (1860—1943), но этот проект так и не был реализован. К открытию моста, в 1916 году, на нём было установлено деревянное перильное ограждение, верхние части опор были обшиты деревом, а вместо гранитных парапетов на опорах и устоях установили фанерные. Таким образом мост долгие годы имел незавершённый вид и получил архитектурное оформление уже в советский период.

В 1939 году на мосту установили существующую чугунную решётку, выполненную по проекту архитектора Л.А. Носкова и скульптора И.В. Крестовского. А в 1956—1957 годах на опорах моста были устроены парапеты из розового гранита.

Своё название Дворцовый мост получил по находящимся рядом с ним Зимнему дворцу и Дворцовой набережной. В 1917 году мост был переименован в Республиканский, но в 1944 году ему вернули историческое название.

Архитектура

Дворцовый мост представляет собой разводной 5-пролётный металлический мост через реку Большая Нева. Длина моста по створу набережных составляет 260 метров, а ширина чуть менее 28 метров. Мост соединяете Дворцовый проезд и Биржевую площадь.

Разведённый двукрылый центральный пролёт Дворцового моста является одним из архитектурных символов Санкт-Петербурга.

Вблизи расположены