Даты: 1819—1829 гг.

Автор(ы): Архитектор: К. И. Росси. Скульпторы: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский.

Архитектурный стиль: классицизм, высокий классицизм

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Государственный Музей Эрмитаж и командование Западного военного округа

Экстерьер

Величественное здание построено по указу Александра I архитектором К. Росси. Строилось оно десять лет, с 1819 по 1829 год, и состоит из двух корпусов (длиной около 600 метров) соединенных триумфальной аркой увенчанной колесницей богини Виктория, являющейся памятником триумфа России в войне 1812 года. Первоначально в здании размещались Генеральный (Главный) Штаб русской армии и два министерства - Иностранных дел и Финансов.

История здания Главного штаба

В первой трети 19 века была проведена полная реконструкция Дворцовой площади, в связи с решением перенести сюда важные государственные учреждения: Генеральный (Главный) Штаб русской армии и два министерства - Иностранных дел и Финансов.

Работами руководил архитектор К. И. Росси. Перестраивая располагавшиеся в этом месте строения, архитектор решил возвести два крупных самостоятельных корпуса объединенных триумфальной аркой, увенчанной колесницей богини Виктория. Восточный корпус, выходящий на Мойку, предназначался для двух министерств, а западный для Главного штаба.

Строительство ансамбля велось с 1819 по 1829 годы (на протяжении 10 лет). В архитектурном облике здания и оформлении триумфальной арки выражается тема победы русских войск в Отечественной войне 1812 года.

Кроме Главного Штаба, Министерства иностранных дел и Министерства финансов (в восточном корпусе), в здании также располагалось Военное министерство.

Со стороны Невского проспекта к зданию пристроен флигель, где располагалось Вольное Экономическое общество. До 1840-х годов на углу Невского проспекта находилось старое здание. В 1845-1846 годах на этом участке архитектор И. Д. Черник построил новое здание, фасад которого решён в общих формах с Главным штабом.

После Октябрьской революции в здании Главного штаба был размещен Наркомат Иностранных дел, а впоследствии отделение милиции. В настоящее время часть здания принадлежит Западному военному округу.

В 1993 году восточное крыло здания Главного штаба было передано Эрмитажу. В 2008 году был проведён тендер на реконструкцию восточного крыла здания Главного штаба. Его выиграл консорциум компаний «Интарсия» и «Возрождение». Автор проекта — «Студия-44» Н. Явейна. Полная реконструкция Восточного крыла здания Главного штаба завершилась в 2013 году. В настоящее время здесь размещается экспозиционный комплекс Главный штаб Государственного Эрмитажа.

Архитектура здания Главного штаба

Здание Главного штаба – яркий пример стиля высокого классицизма. Центральная часть здания, раскрытая к Зимнему дворцу, состоит из двух корпусов соединённых аркой и составляющих вместе дугу общей длиной 580 метров. Дугообразное протяженное здание Главного штаба формирует северную границу Дворцовой площади, восточным фасадом здание выходит на набережную Мойки, а к началу Невского проспекта углом. Общая длина фасадов свыше 2 км.

Центральная часть дугообразного фасада выделена колоннами коринфского ордера, такие же колонны составляют протяжные портики на крыльях здания. Круглый двор в конце 19 века был перекрыт металлическим остекленным куполом, нарушившим симметричный облик здания.

Триумфальная арка — главный и завершающий монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года. Для её оформления архитектор К. И. Росси пригласил скульпторов С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского. Росси стремился добиться выразительности, дополнив чёткость архитектуры изяществом скульптурной композиции.

Арка состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами и обрамляющих вход на площадь со стороны Невского проспекта (пролет 17 м, высота 23 м)[1]. Первая выходит на Дворцовую площадь, вторая расположена параллельно сразу за первой. Третья, расположенная под углом, оформляет поворот Большой Морской улицы и выводит её на площадь, как раз напротив центральных арок фасада Зимнего дворца.

Венчает арку триумфальная колесница богини Виктория запряжённая шестеркой коней, которых сдерживают два война в римских доспехах вооружённые копьями. Скульптурная группа располагается на высоте 36 метров. В повозке стоит крылатая Виктория (богиня победы в римской мифологии), держащая в правой руке венок победы, а в другой лабарум (воинский знак) с российским двуглавым орлом. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы. Этот мотив продолжен во всех элементах арки: орнаменты на стенах арки сложены из воинских трофеев и венков, воинские трофеи сложены при входе на арку с Дворцовой площади. Победителей приветствуют фигуры богини славы, стремительно летящих на ядре и протягивающие им лавровые венки и пальмовые ветви. Завершая композицию, на уровне второго яруса окон Штаба, застыли в приветствии фигуры часовых в античных доспехах, протягивая лавровые венки в сторону входящих на площадь.

В здании сохранилось несколько помещений, имеющих художественную отделку. Интерес также представляют чугунные конструкции помещения архива, которые были применены К. Росси с целью уменьшения риска пожара. Конструкции были изготовлены на Александровском чугунолитейном заводе.

Литература и источники1. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 49. 2. Путеводитель по Санкт-Петербургу. Под редакцией Комиссии по Народному образованию. Санкт-Петербург: издание Санкт-Петербургского Городского Общественного Управления, 1903. — С. 150.

Вблизи расположены