Здание Азовско-Донского коммерческого банка строилось на месте старых домов в два этапа. Сначала, в 1908-1909 годах, было возведено банковское здание по адресу дом №5 по Большой Морской улице. В 1909 году банк начал работу в новом здании и уже после этого правление банка купило смежный участок с правой стороны (дом №3). В 1912-1913 годах на нём возвели второе здание. Оба здания спроектировал архитектор Фёдор Иванович Лидваль. Здания объединены в единое целое, но их фасады решены индивидуально и представляют собой законченную симметричную композицию в стиле неоклассицизм.
Азовско-Донской банк, основанный в 1871 году в Таганроге, к началу 20 века являлся одним из крупнейших в России. Правление банка располагалось в Таганроге до 1903 года, после оно было переведено в Петербург. В 1912 году основной капитал банка составлял 92 миллиона рублей. Банк имел 73 филиала и финансировал металлургические заводы юга России и Урала, угольную, стекольную, цементную промышленность[2].
В 1917 году, после Октябрьской революции, Азовско-Донской банк вместе с другими частными банками был ликвидирован (национализирован) присоединением к Государственному банку Российской Республики декретом ВЦИК от 14 (27) декабря 1917 года.
Декретом Совнаркома от 23 января (5 февраля) 1918 года акционерный капитал банка, наряду с акционерными капиталами других частных банков, был конфискован в пользу Государственного банка Российской Республики
Впоследствии, в 1920—1930 годах, в бывшем банковском здании на Большой Морской улице (с 1918 по 1993 год улица Герцена) располагались различные государственные учреждения. А после реставрации, проведённой в 1944—1947 годах, здесь открылась Междугородная телефонная станция. Именно как Междугородная телефонная станция здание было широко известно жителям Ленинграда.
Архитектура
Здание Азовско-Донского коммерческого банка является характерным примером модернистского неоклассицизма. Включая в себя два строения, возведённых с разницей в несколько лет архитектором Ф.И. Лидвалем, здание банка имеет единый фасад с облицовкой из светло-серого гранита, которая придаёт ему строгий и внушительный вид.
Гранит для облицовки фасада был добыт на месторождении Ковантсари на реке Вуоксе (посёлок Возрождение Ленинградской области). На отдельных плитах в центре цокольного этажа можно видеть полосчато-сланцеватую структуру гранита. Для скульптурных изображений использован гранит без каких-либо признаков полосчатости[3].
Фасад дома №5 оформлен с применением мотива портика из каннелированными в нижней части ионических трехчетвертных колонн[4] с завершением, имитирующим треугольный фронтон с огромным венецианским окном[5]. А у дома №3 колонны заменены пилястрами, что придаёт его фасаду более плоскостное решение. Декоративная обработка фасадов едина по стилистической трактовке в которой сочетаются элементы классицизма и модерна.
В оформлении фасадов широко использованы скульптурные элементы. Особо выделяется высеченный в граните скульптурный фриз со стилизованными фигурами на уровне первого этажа и овальные медальоны расположенные между окнами четвертого этажа. Над декоративным оформление фасада работал скульптор В.В. Кузнецов[6].
Современники отзывались о здании Азовско-Донского банка с восхищением, считая его одной из лучших построек[7], «привлекательной своей слитностью с улицей, общею соразмерностью частей и прекрасно нарисованными деталями»[1].
В интерьерах здания банка интересен своеобразный операционный зал в стиле модерн с железобетонными конструкциями. Для отделки интерьеров применены зеленые и буровато-зеленые мраморы, скорее всего, привезенные из зарубежных месторождений[8].