Даты: 1806 г., 1842 г., 1907 г., 1951 г.

Автор(ы): арх. В.И. Гесте, инж. А.Д. Готман, инж. В.А. Берс, инж. А.Л. Становой, инж. А.П. Пшеницкий, арх. Л.А. Ильин (фонари)

Объект культурного наследия федерального значения

Первый деревянный мост появился в этом месте в 1716 году, а существующий мост возвели в 1806 году. Его проект разработал архитектор В.И. Гесте. Он стал первым в Петербурге мостом, свод пролета которого был составлен из чугунных кессо­нов. Название Зелёный, по цвету окраски, мосту присвоили в 1735 году, когда он был ещё деревянным. За свою историю мост сменил несколько названий: Зелё­ный с 1735 года, Полицейский мост с 1768 года, Народны мост с 1918 по 1997 год.

Зелёный мост расположен на пересечении Невского проспекта с рекой Мойкой. Первый деревянный подъёмный мост появился здесь в 1716 году и назывался Петровским[1]. В 1735 году мост был окрашен в зелёный цвет и поэтому получил название Зелёный. С 1768 года его называли Полицейским, в связи с тем, что мост распологался рядом с домом H.И. Чичерина — генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга. В конце 18 века мост был перестроен в деревянный 3-пролётный-балочный на каменных опорах[2].

Существующий мост возвели на месте деревянного в 1806 году по проекту архитектора В.И. Гесте при участии Ф.П. Деволанта в качестве консультанта[3]. Пролёт моста представляет собой перекрытый чугунными тюбингами бесшарнирным свод. Опоры были выполнены из бутовой кладки с гранитной облицовкой[4]. Это первый в Петербурге мост из чугунных кессонов, составивших свод пролета.

В 1842 тротуары вынесены на консоли по проекту инженера А.Д. Готмана. В 1904—1907 годах мост был реконструирован и расширен добавлением новых тюбингов и превращением свода в двухшарнирный по проекту инженеров В.А. Берса, А.Л. Становой, А.П. Пшеницкого[5].

В 1908 на Полицейском мосту под руководством архитектора Л.А. Ильина были установлены фонари[6].

В 1951 и 1967 годы были проведены работы по восстановлению архитектурного декора моста (восстановлению светильников).

В годы Советской власти, с 1918 года, мост именовался Народным. Историческое название моста — Зелёный, по цвету окраски, было возвращено в 1997 году.

Мост имеет практически квадратную форму, его длина сопоставляет около 39,8 метров, а ширина 38,5 метров.

Вблизи расположены