Автором дворца был архитектор Ф.Б. Растрелли. Существовавшие на этом месте дома, принадлежащие Строгановым, архитектор (в 1752-1754 годах) объединил в единое целое общим фасадом, выстроенным в стиле русского барокко. В конце 18 — начале 19 века А. Воронихин перестроил весь северо-западный угол здания, устроив вход с Невского проспекта. Воронихин также реконструировал и создал заново ряд интерьеров. В 1842 году П. Садовников завершил формирование южного корпуса дворца и стилистически объединил все дворовые фасады в «растреллиевском духе».
Этот участок на Невском проспекте в 1736 году пострадал от пожара. На погорелом месте портной Иоганн Нейман (владелец соседнего дома) «зачал строение каменного дому в два апартамента по Невской прешпективой, да в заворот по речке Мье». Проект дома для Неймана составил архитектор М.Г. Земцов. В единый комплекс с особняком портного были встроены соседний дом придворного повара Шестакова и дом Янкова — адъютанта генерала Салтыкова (пр. Невский, 19).
Ещё недостроенный дом Неймана в 1742 году приобрели братья Александр, Николай и Сергей Строгановы, представители старинного купеческого рода.
В 1752-1754 годах был возведён дворец, автором которого стал архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Существовавшие на этом месте дома, принадлежащие Строгановым, архитектор объединил в единое целое общим фасадом, выстроенным в стиле барокко. В этом же стиле были выполнены главные интерьеры дворца и Парадная лестница, богато декорированная искусственным мрамором (стюком) и позолоченными перилами из железа. Дворец был построен «глаголем» (в плане дворцовое здание имеет форму буквы «Г»). Вход осуществлялся со двора в корпус, стоящий на набережной Мойки.
В 1791-1811 годах Андрей Воронихин перестроил весь северо-западный угол здания, устроив вход с Невского проспекта. Он также реконструировал и создал заново ряд интерьеров в классицистическом стиле, в том числе, во вновь пристроенных корпусах — восточном и южном.
В 1842 году Петр Садовников завершил формирование южного корпуса дворца и стилистически объединил все дворовые фасады в «растреллиевском духе».
На протяжении почти двухвековой истории Строгановского дворца его интерьеры неоднократно переделывались в соответствии с меняющейся модой и потребностями владельцев. В их создании принимали участие более десятка архитекторов, среди которых были Франческо Бартоломео Растрелли, Андрей Воронихин, Федор Демерцов, Иван Колодин, Карл Росси, Петр Садовников и др. К началу двадцатого века многие помещения дворца безвозвратно утратили свой первоначальный облик, а некоторые из них сохранили лишь отдельные его элементы.
Советские период
В 1918 году Строгановский дворец был национализирован и превращен в «Народный дом-музей», формирование экспозиций которого было поручено Государственному Эрмитажу.
В 1929 году помещения дворца были переданы ВАСХНИЛ (Всесоюзной Академии Сельскохозяйственных наук им. Ленина) для размещения здесь Института прикладной ботаники, и музейная жизнь дворца закончилась. Художественные коллекции Строгановых были распределены по разным музеям страны, а часть из них продана за границу.
К концу 1930-х годов Строгановский дворец занимали уже несколько арендаторов, главным среди которых был «Электромортрест» Наркомата судостроительной промышленности. С 1970 года генеральным арендатором становится Ленинградское предприятие «Эра» МСП СССР.
4 апреля 1988 года Ленгорисполком принял решение «Об освобождении и передаче Русскому музею помещений бывшего Строгановского дворца», таким образом Строгановский дворец стал филиалом Русского музея.
Реставрация дворца
С 1989 по 2000-е годы были проведены реставрационные работы, которые позволили вернуть Строгановскому дворцу его первоначальный внешний облик в соответствии с замыслом Ф.Б. Растрелли. Во дворце был открыт для посетителей Большой танцевальный зал. Восстановлены две анфилады парадных залов второго этажа, оформленные самыми известными русскими архитекторами 18-19 веков — Ф. Демерцовым, А. Воронихиным, П. Садовниковым, И. Колодиным.
В 2002-2005 годах полностью возвращён первоначальный облик Минералогического кабинета, созданного Андреем Воронихиным в 1791-1792 годах по заказу графа А.С. Строганова (1737-1811) для размещения его библиотеки и коллекции минералов.
Архитектура
Строгановский дворец — один из лучших образцов архитектуры русского барокко. Интерьеры дворца предствляют собой образцы эпохи барокко, классицизма, историзма. Особенно интересны Танцевальный зал (Большой танцевальный зал), Минеральный кабинет, Картинная галерея.
Танцевальный зал — единственный в Петербурге интерьер, сохранивший подлинное декоративное убранство Растрелли и уникальный плафон Джузеппе Валериани «Триумф Героя».
Минералогический кабинет графа А.С. Строганова украшают четыре аллегорических барельефа, представляющие стихии: "Огонь", "Земля", "Воздух" и "Вода". Перспективная роспись купола зала исполнена, предположительно А. Гонзаго в начале 19 века.