Даты: 1718—1734 гг.; 1754-1758 гг.

Автор(ы): архитекторы Г. Маттарнови, Н. Гербель, М. Земцов, С. Чевакинский, Р. Марфельд

Архитектурный стиль: петровское барокко

Объект культурного наследия федерального значения

Здесь размещается:
Объект входит в состав архитектурного ансамбля

Это первое музейное здание в России и одно из самых ранних музейных зданий в мире. Оно было возведено для размещения первого в стране музея (естественно-научного), учреждённого Петром I. Постройка Кунсткамеры была начата при жизни Петра в 1718 году, а завершена в 1734 году. Кунсткамера — выдающийся образец барокко петровской эпохи и один из немногих хорошо сохранившихся памятников ранней петербургской архитектуры. До конца 18 века здесь находилась Российская Академия наук, ныне здание является её символом.

Начиная с 1704 года, Петром I был издан ряд указов («О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей…» и др.), положивших начало собиранию коллекций для будущего музея.

Первоначально личные коллекции Петра I (в том числе и купленные во время Великого посольства в Европу) и коллекции по анатомии и зоологии хранились в Аптекарском приказе в Москве.

Годом основания Кунсткамеры, как и Библиотеки Академии наук, принято считать 1714 год. Указа об основании Кунсткамеры не обнаружено, по-видимому, его не существовало[1]. Основание музея связывают с распоряжением царя перевезти из Москвы в новую столицу Российской империи личное собрание коллекций и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции «натуралий» Аптекарской канцелярии. В Петербурге коллекции были помещены в только что построенный для царя Летний дворец.

Коллекция разрасталась, и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (ныне ул. Ставропольская, 9), где в 1719 году они впервые были показаны посетителям.

Создание публичного музея было поручено президенту Аптекарской канцелярии лейб-медику Роберту Арескину и назначенному специально «надсмотрителем редкостей и натуралиев» Иоганну Шумахеру. Здание «Палат» заложили в 1718 году.

По преданию, место для строительства музея выбрал Петр I, обративший внимание на две сосны, росшие на берегу Невы. Петр приказал аккуратно срубить эти деревья с переплетенными и вросшими в ствол сучьями, и наиболее интересные части их передать в Кунсткамеру. Этот один из самых ранних экспонатов Кунсткамеры и сегодня можно увидеть в экспозиции музея. На месте, где росли эти деревья, и решено было строить постоянное здание музея.

Считается, что первоначальный проект здания был составлен архитектором Андреасом Шлютером, а затем разработан на основе его чертежей Георгом Маттарнови при личном участии Петра.

Начинал строительство здания Кунсткамеры в 1718 году Георг Иоганн Маттарнови. Размеры задуманной постройки по тому времени были необычайно велики: длина ее достигала без малого 100 метров (97.2 метра), а ширина равнялась 15 метров. После Маттарнови возведением здания занимались другие архитекторы: Н. Гербель и Г. Киавери. Петр I интересовался состоянием постройки и неоднократно торопил ее окончание, но строительство продвигалось медленно, с большими перерывами, и к началу 1725 года, когда Пётр I умер, были возведены лишь стены.

28 января (8 февраля) 1724 года по распоряжению императора указом Правительствующего Сената была учреждена Академия наук. Таким образом, Кунсткамера и созданная одновременно с ней Библиотека стали первыми учреждениями Санкт-Петербургской (Российской) академии наук.

В 1726 году в ещё недостроенное здание были перевезены коллекции. Весь комплекс строительных работ был завершен в 1734 году, под руководством архитектора Михаила Григорьевича Земцова[1].

В 1747 году Кунсткамера пострадала от пожара, но с 1754 по 1758 год была восстановлена при участии архитектора С.И. Чевакинского. При этом была выполнена декоративная отделка некоторых залов: на потолке зала второго этажа восточного флигеля Кунсткамеры (зал библиотеки; ныне Зал барокко, здесь расположена экспозиция «Естественно-научные коллекции Кунсткамеры») художник Д. Джанни в 1757 году создал лепной узор. Позже, в 1870-х годах, в этом же зале скульптором М. Павловым были выполнены два горельефа – «Празднующая Европа» и «Триумф России». Плафон и горельефы сохранились до наших дней. Но после пожара не были воссозданы верхний ярус деревянной башни с купольным завершением и затейливые фронтоны крайних ризалитов. В таком виде Кунсткамера простояла двести лет, только после Великой Отечественной войны, в 1947—1948 годах её башня была восстановлена в первоначальном виде, руководил работами архитектор Р. И. Каплан-Ингель. Именно тогда, по решению архитектора Каплан-Ингеля, башню увенчала знаменитая армиллярная сфера.

Армиллярная сфера это астрономический инструмент для определения экваториальных или эклиптических координат небесных светил, армиллярная переводится с латинского как «состоящая из кругов».

До конца 1700-х годов в здании Кунсткамеры находилась Российская Академия наук. С 1741 по 1765 год, здесь работал великий русский ученый Михаил Ломоносов[2].

Обращает на себя внимание тот факт, что фронтоны крайних ризалитов не восстановленные по сей день. Эти фронтоны можно отчетливо увидеть на логотипе Российской Академии Наук, символом которой является здание Кунсткамеры.

Ныне Кунсткамера это комплекс зданий — историческое здание Кунсткамеры и пристроенный к нему в 1887 году так называемый «Музейный флигель».

Архитектура

Это один из немногих хорошо сохранившихся памятников ранней петербургской архитектуры, выдающийся образец барокко петровской эпохи и первое музейное здание в России. Возможно, старейшее здание в мире, возведенное специально для музея.

Кунсткамера представляет собой два внешне одинаковых корпуса, объединенных барочной трехъярусной башней со сложным купольным завершением. Характер решения башни навеян московскими башенными сооружениями 17 века. Венчает башню Кунсткамеры армиллярная сфера, символизирующая научное познание вселенной.

Фасады Кунсткамеры обработаны характерными для времени постройки здания лопатками и окрашены в два цвета.

Здания Кунсткамеры и бывшей Таможни, увенчанные башнями, расположены симметрично по отношению к композиционной оси стрелки и, фланкируя ее, завершают панораму ансамбля. С другой стороны, Кунсткамера открывает перспективу Университетской набережной.

Источники и примечания

1. Кунсткамера. Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук. Дата обращения: 14.10.2022.

Вблизи расположены