Памятник прославленному полководцу, который за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, был установлен в 1801 году по велению императора Павла I. Автором памятника был скульптор Михаил Иванович Козловский. Монумент не имеет портретного сходства с фельдмаршалом, Суворов изображен в аллегорическом облике римского бога войны Марса. Это первый памятник в России установленный не царственной особе.
Памятник генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову в Петербурге находится в центре Суворовской площади, расположенной между Марсовым полем и Троицким мостом. С востока площадь ограничена бывшим домом графа Салтыкова, с запада служебным корпусом Мраморного дворца.
Александр Васильевич Суворов (1729 или 1730—1800) — русский полководец и военный теоретик, граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), генералиссимус (1799)[1].
Памятник русскому полководцу А.В. Суворову был торжественно открыт 5 мая 1801 года, в первую годовщину смерти Суворова. Изначально монумент располагался на противоположном конце Марсового поля, у мойки, а на нынешнее место его перенесли в 1818 году (в царствование императора Александра I), по предложению архитектора Росси.
Монумент установлен по велению императора Павла I во время правления которого Суворов совершил свой знаменитый поход в Италию за который получил титул «князь Италийский»[2]. Указ об этом император Павел I отдал в 1799 году, ещё при жизни Суворова. Павел приказал изваять триумфальный монумент «подобный тем, что ставили победоносным полководцам Древнего Рима».
Автором памятника был скульптор Михаил Иванович Козловский (1753—1802). Он работал над монументом с 1799 по 1801 год. Гранитный пьедестал изготовили по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина, а барельеф на нём создал скульпор Фёдор Гордеевич Гордеев, который также руководил установкой памятника.
Модель памятника, выполненная Козловским, хранится в московской Третьяковской галерее.
Стоит отметить, что это первый в России памятник, установленный не царственной особе и фактически первый памятник, полностью созданный русскими мастерами.
Памятник являет собой символ доблести русского оружия и непобедимости армии, поэтому во время Великой Отечественной войны памятник Суворову, так же как памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, не снимался и не был закамуфлирован. Великие полководцы поднимали моральный дух горожан и солдат. Воинские части, проходя мимо монументов строевым шагом, отдавали им воинское приветствие.
Архитектура
Памятник Суворову не имеет портретного сходства с фельдмаршалом, а представляет собой символический героико-эпический образ «великого полководца» в аллегорическом облике древнеримского бога войны Марса.
Суворова, признанного гения боевых действий, нередко называли «богом войны» за его стремительность, непреклонность и быстроту.
Бог войны облачен в античную одежду, с поднятым мечом в правой руке, готовым к отражению нападения, и щитом в левой, которым он прикрывает трехгранный жертвенник. На жертвеннике лежат неаполитанская и сардинская короны, а также папская тиара. За жертвенником из земли растут лилии — символы защищенных Россией народов Италии.
Скульптура выполнена из бронзы, а её высота составляет 3,37 метра. Фигура расположена на круглом пьедестале из розового гранита высотой 4,05 метра. К пьедесталу крепиться позолоченный барельеф на котором в аллегорической форме изображены Слава и Мир, которые осеняют щит с надписью: «Князь Италійскій, графъ Суворовъ-Рымникскій. 1801 г.». Эти титулы говорят о самых известных победах Суворова: на реке Рымник в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов, а также в Италии, где полководец нанес поражение французской армии в 1799 году.
Памятник окружен оградой из чугунных пушек с гранатами, соединенными цепью[3].