Даты: 1784—1787 гг., 1830-е гг.

Автор(ы): арх. В.П. Стасов (перестройка)

Архитектурный стиль: русский классицизм, классицизм

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Экстерьер

Дворец принца Ольденбургского, также известный как Дом Бецкого — особняк, возведённый в конце 18 века по заказу Ивана Ивановича Бецкого, личного секретаря императрицы Екатерины II, президента Академии художеств и видного представителя русского Просвещения. Автор проекта первоначального здания неизвестен. Современный облик дом получил в 19 веке, когда архитектор Василий Петрович Стасов перестроил и надстроил прежнее здание для принца Петра Георгиевича Ольденбургского, внука Павла I. Здание решено в стиле классицизм.

Первая постройка в северной части Царицына луга была возведена в 1719—1721 годах по проеку архитектора Доменико Трезини. Это была галерея для отдыха, в которой Пётр I находился ежедневно с 11 до 12 часов дня, принимая прошения, обедая, а иногда и устраивая праздники.

В 1750 году по проекту архитектора Бартоломео Франческо Растрелли здесь был выстроен деревянный двухэтажный Оперный дом, также именуемый «Большим театром». В театре выступали французские и итальянские оперные балетные труппы, а его посещение для знатной публики было бесплатным. В 1755 году здесь была дана первая русская опера «Цефал и Прокрис», сочинённая Ф. Арайей на либретто А.П. Сумарокова. С 1757 по 1763 годы здание находилось в аренде у итальянской труппы, вход в этот перид был платным. После отъезда труппы театр перестал работать и здание долгое время пустовал. В 1770 году в нём разместились офицеры и служители придворного ведомства, но уже спустя 2 года, в 1772 году, деревянное здание снесли.

В 1784—1787 на месте театра был возведён особняк Ивана Ивановича Бецкого (1704—1795) — государственного деятеля, личного секретаря императрицы Екатерины II и видного представителя русского Просвещения. По его инициативе и содействии был открыт ряд крупнейших учебных учреждений. В особняке Бецкого проходили вечера для воспитанников учебных заведений, здесь бывали многие известные личности того времени. В 1791—96 годах в доме проживал известный писатель и баснописец Иван Крылов.

В доме Бецкого также работала типография Ивана Крылова, издававшего совместно с А.И. Клушиным, И.А. Дмитревским и П.А. Плавильщиковым журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий»[1].

После смерти Бецкого особняк унаследовали его потомки. В 1830 году дом был выкуплен в казну и передан принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому (внук Павла I). В 1837 году Пётр Георгиевич женился на принцессе Терезе Нассауской, старшей дочери герцога Вильгельма Нассауского. По этой причине в 1830-е годы дворец был частично перестроен по проекту архитектора Василия Петровича Стасова, получив существующий облик.

В 1917 году Александр Петрович Ольденбургский, сын Петра Георгиевича Ольденбургского и принцессы Терезии, продал здание Временному правительству. В дальнейшем бывший дворец был передан Министерству просвещения.

После Октябрьской революции в особняке устроили коммунальные квартиры. В 1962 году дом стал принадлежать Ленинградскому библиотечному институту, который размещается здесь по настоящее время. Ныне это Санкт-Петербургский государственный институт культуры. Особняк соединен с соседним домом Салтыковых, также принадлежащим институту.

Архитектура дворца принца Ольденбургского

Дворец принца Ольденбургского (Дом Бецкого) образует в плане правильный четырехугольник с обширным внутренним двором, частично застроенным впоследствии флигелями. Фасады дома, имеющие раннеклассический характер обработки, обращены к Неве, Летнему саду и Марсову полю.

Первоначально здание состояло из трёхэтажного корпуса со стороны Невы и двухэтажного корпуса с башнями по углам и висячим садом над внутренним двором[2] со стороны Марсова поля. Корпуса были соединены одноэтажным флигелем и крытой галереей со стороны Летнего сада. Облик дома Бецкого до перестройки можно увидеть на рисунках и гравюрах конца 18 — начала 19 веков.

Василий Петрович Стасов при перестройке дома надстроил один этаж со стороны Марсова поля и два этажа с стороны Летнего сада, висячий сад был ликвидирован. Переделка коснулась и ряда интерьеров[3]. Таким образом сформировался современный облик здания.

Дворец принца Ольденбургского имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

Вблизи расположены