Даты: 1766-1773 гг.; 1783-1789 гг.

Автор(ы): архитектор А. Ринальди, И.Е. Старов

Архитектурный стиль: ранний классицизм (переходный от барокко к классицизму)

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: действующий православный храм

Постройка церкви была начата в 1741 году по проекту Михаила Григорьевича Земцова, впоследствии работы были остановлены на долгое время и возобновились в 1766 году, когда императрица Екатерина II утвердила новый проект собора, выполненный архитектором Антонио Ринальди. В 1772 году строящийся храм серьёзно пострадал от пожара и его возведение вновь приостановилось. В 1783 году строительство возобновилось под руководством архитектора Ивана Егоровича Старова, внёсшего некоторые изменения в проект Ринальди. Собор был полностью закончен в 1789 году и освящён в память святого равноапостольного Князя Владимира, в честь 800-летия крещения Руси. Князь-Владимирский собор является выдающимся памятником стиля раннего классицизма (храм решён в стиле переходном от барокко к классицизму).

Храм живописно возвышается среди небольшого сада, ограниченного проспектом Добролюбова, Храмовым переулком, улицей Блохина и переулком Талалихина. Вблизи расположена станция метро «Спортивная».

В 1708 году в этом месте была выстроена деревянная церковь освящённая в честь святителя Николая Чудотворца. Через пять лет, в 1713—1719 годах, на месте деревянной церкви возвели мазанковую Успенская церковь, которая впоследствии получила статус собора. В 1741 году рядом с Успенской церковью, по указу императрицы Анны Иоанновны, была начата постройка существующего каменного храма.

Проект храма разработал и начинал его возведение архитектор Михаил Григорьевич Земцов. Согласно проекту Земцова это должен был быть одноглавый храм. С 1742 по 1747 год его постройкой руководил архитектор Пьетро Трезини. После восшествия на престол Елизаветы Петровны строительство было остановлено, церковь к этому времени вывели под своды.

К постройке храма вернулись только в 1766 году, когда Екатериной II был утверждён новый проект храма, выполненный итальянским архитектором Антонио Ринальди (1709—1794). Согласно проекта Ринальди это был уже пятиглавый собор. При постройке, в 1772 году, недостроенный храм серьёзно пострадал от пожара (при этом полностью сгорел старый Успенский собор, расположенный рядом), в результате чего строительство приостановилось более чем на 10 лет.

В 1783 году постройка церкви была возобновлена под руководством архитектора Ивана Егоровича Старова (1745—1808), при этом, в ходе работ, Старов изменил оформление фасадов, спроектированных Ринальди.

Собор был полностью закончен в 1789 году и 1 октября (14 октября по новому стилю) состоялось освящение его главного престола в память святого равноапостольного Князя Владимира, в честь 800-летия крещения Руси (Крещение Князя Владимира произошло в 988 году в Херсонесе, сейчас это территория современного Севастополя).

Советский период

Князь-Владимирский собор был закрыт в 1926 году, но уже в 1927 году его вновь открыли и более на закрывали. В 1933 году соборные колокола были сняты и сданы в переплавку[1]. До 1941 года храм являлся кафедральным собором Петербурга.

В начале 1941 года митрополит Алексий перенес свою резиденцию из Князь-Владимирского собора в Николо-Богоявленский собор, который и стал кафедральным на последующие 60 лет[1].

Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда фасады Князь-Владимирского собора получили многочисленные повреждения осколками снарядов, но в целом храм серьёзно не пострадал. После войны, в 1946 году, на соборной колокольне были установлены новые колокола[1].

С 1932 по 2001 год в соборе равноапостольного Князя Владимира находилась одна из самых известных православных икон — чудотворная икона Казанской Божией Матери. Впоследствии она была возвращена в Казанский собор.

Архитектура

Князь-Владимирский собор — выдающийся памятник стиля раннего классицизма. Главный объём собора увенчан мощным пятиглавием, интерьер разделён пилонами на три нефа, стены расчленены пилястрами дорического ордера. Облик храма создаёт впечатление классической строгости, но его отдельные детали, такие как овальные окна, лучковые фронтоны и сандрики, имеют в своём решении барочный характер.

Источники и примечания

1. История собора. vladimirskysobor.ru Дата обращения: 10.07.2024.

Вблизи расположены