Здание театра возведено в 1876–1877 годах по проекту архитектора Людвига Францевича Фонтана (1824–1894). Театральное здание принадлежало графу Антону Степановичу Апраксину (1817–1899) и сдавалось в аренду Дирекции Императорских театров, которая использовала его как вспомогательную сцену для выступлений Александринского театра. В 1895–1917 годах здесь действовал театр Литературно-художественного общества, более известный как театр имени А.С. Суворина. В 1901 году здание серьезно пострадало от пожара, но вскоре было восстановлено. С 1920 года в здании бывшего театра графа Апраксина работает Большой драматический театр.
Здание театра было построено на принадлежавшем Апраксиным земельном участке, который в начале 18 века выделил дворянскому роду Петр I.
«Постройка здания предпринята в 1876 году автором проекта, академиком архитектуры Людвигом Францевичем Фонтана, собственными средствами, на арендованном участке земли обширного, так называемого, торгового двора гр. Апраксина. Окруженное торговыми помещениями, здание театра проектировано с изящным, во вкусе эпохи Людовика XVI, фасадом только в передней части, выходящей на набережную р. Фонтанки, а в прочих частях ему придан скромный видь, соответственный торговым помещениям, устроенным в здании с трех сторон внутри двора. В таком виде вся постройка вышла стоимостью до 500000 руб., на что немало повлияла затруднительность кладки фундаментов, глубина заложения которых местами достигала до 10 аршин, потому что, в диагональном направлении площади здания встретилась засыпанная когда-то речка... В настоящее время, как мы слышали, здание театра уступлено Л.Ф. Фонтана в полную собственность владельцу земельного участка гр. Апраксину.»[1]
Граф Антон Степанович Апраксин планировал самостоятельно заниматься театральными постановками, но в то время в России существовала государственная монополия на публичные театральные зрелища. В итоге продолжительной переписки между Апраксиными и Дирекцией Императорских театров, Антон Степанович сдал свой театр в аренду филиалу Александринского театра, получившему название Императорский Малый театр.
Впоследствии Императорский Малый театр выполнял функцию вспомогательной сцены для выступлений Александринского театра и не давал постоянных спектаклей.
После отмены государственной монополии на публичные театральные постановки, в 1880–1890-х годах здание театра сдавалось различным антрепренерам для драматических и опереточных спектаклей.
Указ об отмене государственной монополии на театральные представления был издан 31 марта 1883 года. После этого в России стали создаваться многочисленные частные театры и антрепризы, деятельность которых ранее была запрещена.
В 1895 году здание театра Апраксина арендовало Литературно-художественным обществом и здесь началась полноценная театральная жизнь с постоянными постановками. Общество было организовано на паях А.С. Сувориным, а также П.П. Гнедичем и П.Д. Ленским.
Алексей Сергеевич Суворин (1834—1912) — журналист, издатель, писатель, театральный критик и драматург. В начале 1876 года А.С. Суворин вместе с В.И. Лихачёвым приобрели газету «Новое время». Почти одновременно с приобретением «Нового времени» Суворин основал книжный магазин и издательскую фирму, занявшую одно из первых мест в русской книжной торговле. С 1872 года Суворин издавал весьма распространенный «Русский календарь», а с 1895 года популярное справочное издание «Вся Россия». До 1914 года издательство Суворина также выпускало подробный адресный справочник «Весь Петербург», который содержал как информацию по самым разным учреждениям и улицам, так и поимённый список квартиросъёмщиков — с адресами, телефонами, званиями и профессиями.
Со временем Суворин фактически стал владельцем театра, а Гнедич занимался репертуарной частью до 1901 года, когда он перешёл в Александринский театр. В это время за театром закрепилось название Суворинского театра или Малого театра.
В 1901 году здание театра серьезно пострадало от пожара и было закрыто на реконструкцию, которая продлилась чуть больше года. Восстановленное здание было открыто осенью 1902 года.
После смерти Суворина, в 1912 году, театр стал носить его имя официально. Руководители театра имени А.С. Суворина делали ставку на приглашение известных актеров, постановки модных и новых пьес. Стимулируя развитие современной отечественной драматургии, театр проводил ежегодные конкурсы новых пьес.
Театр им. Суворина открыл русской публике имя М. Метерлинка, пьесы Э. Ростана. Здесь выступали: Е.Н. Горева, М.Т. Иванов-Козельский, Э. Росси, Э. Дузе, С. Бернар, Ж. Муне-Сюлли и другие.
Советский период
Театр имени Суворина арендовал здание до 1917 года, после революции здание театра было национализировано. Впоследствии оно несколько лет оставалось бесхозным и не отапливалось.
В это время по инициативе А.М. Горького и при содействии А.В. Луначарского и А.А. Блока, а также комиссара по делам театров и зрелищ, известной актрисы Марии Фёдоровны Андреевой, создаётся новый театр «героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Осенью 1918 года М.Ф. Андреева подписала декрет о создании в Петрограде Особой драматической труппы – так первоначально назывался театр, известный сегодня как БДТ – Академический Большой драматический театр им. Товстоногова. Это был один из первых театров, созданных после Октябрьской революции.
Отсчёт своей истории театр начал 15 февраля 1919 года, в этот день состоялась премьера первого спектакля театра – постановки пьесы «Дон Карлос» Фридриха Шиллера. В свой первый сезон БДТ давал спектакли на сцене Большого зала Консерватории.
Благодаря усилиями Марии Фёдоровны здание театра Апраксина было передана коллективу Большого драматического театра. И в сезоне 1920/21 года Большой драматический театр начал свою историю в здании театра на Фонтанке.
В 1964 году театр получил звание Академического, а в 1970 году, в историческом здании театра Апраксина, состоялось открытие Малой сцены.
С 1932 по 1992 год Большой драматический театр носил имя Максима Горького. В 1992 году ему было присвоено имя Георгия Товстоногова, возглавлявшего театр на протяжении тридцати трёх лет с 1956 по 1989 год.
Архитектура
Спроектированное архитектором Людвигом Францевичем Фонтана здание соединило в себе стилевые элементы барокко и ренессанса. Главный фасад театра, выходящий на набережную р. Фонтанка, насыщен сложными архитектурными деталями и лепкой, другие фасады имеют более скромный вид.
Зал театра состоял из партера, лож бенуара, бельэтажа, балкона и лож на втором ярусе, двух боковых и одной средней галереи на третьем ярусе – всего около 1400 мест. В интерьере интересна система встречных лестниц без пересечений.
1. Архитектурный и художественно-технический журнал «Зодчий». №1-12. Санкт-Петербург: Петроградское Общество Архитекторов, 1880. С. 94.