Даты: 1773—1777 гг., 1830 г., 1834 г., 1886—1889 гг., 2000 г.

Автор(ы): архитектор Л.Н. Бенуа

Архитектурный стиль: эклектика

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга

Экстерьер

Ансамбль зданий Певческой капеллы занимает участок от набережной реки Мойки до улицы Большая Конюшенная. Современный облик с фасадами в стиле эклектика и концертный зал с превосходной акустикой комплекс получил при перестройке выполненной по проекту архитектора Леонтия Николаевича Бенуа в 1886—1889 годах для комфортного размещения старейшего в России профессионального хорового коллектива. Фасад органа, установленного в зале Капеллы, является старейшим из сохранившихся в России.

В середине 18 века на этой территории располагалось здание Комедиантского дома «Анбар для комедий», возведённое в 1723 году по проекту архитектора Н.Ф. Гербеля, а также деревянный загородный дом гоф-хирурга Х.М. Паульсена. В 1773 году дом приобрёл архитектор Ю.М. Фельтен и к 1777 году возвёл на его месте свой каменный трехэтажный особняк.

Главный фасад дома Фельтена выходил в сторону набережной Мойки, перед ним располагались два двухэтажных флигеля, формирующих парадный двор (двор-курдонер). Каждый из флигелей имел арочный проезд со стороны Мойки во внутренние дворы, а между флигелями находился проезд в парадный двор. За особняком в сторону Большой Конюшенной улицы простирался сад. Со стороны Большой Конюшенной на участке находилось трехэтажное здание. Таким образом комплекс построек усадьбы к концу 18 века в целом сформировал существующую планировку участка.

Хоровой коллектив переехал в Петербурге из Москвы в 1703 году для участия в торжественном богослужении на закладке города. В 18 веке для подготовки хора дворцовой церкви была учреждена Императорская певческая капелла (Придворная певческая капелла). Её первым директором стал Дмитрий Степанович Бортнянский (1751—1825).

До начала 19 века Капелла не имела собственного здания. 15 октября 1808 года, по инициативе Д.С. Бортнянского, бывшая усадьба Фельтена, которая к тому времени уже сменила нескольких владельцев, была выкуплена казной для нужд хора. Коллектив певчих разместился здесь 1 ноября 1810 года по завершению ремонта, выполненного под руководством архитектора Л.И. Руска.

Певческий мост через Мойку (расположенный перед зданием Капеллы) получил своё название благодаря соседству с Певческой капеллой. Первый деревянный мост был возведён здесь в 1834 году, а каменный в 1840 году.

Так как здания изначально имели другое функциональное назначение они не в полной мере удовлетворяли потребностям хора. В 1830 году по проекту архитектора Людвига Ивановича Шарлеманя у главного корпуса была сооружена трехэтажная пристройка в которой разместился концертный зал. В 1834 году архитектор Пётр Лукич Виллерс надстроил флигели выходящие на Мойку (используемые как жилые корпуса) третьим этажом, а также заложил арочные проезды, для размещения большего числа квартир. Проводились и другие перестройки и улучшения, но с течением времени всё серьёзнее вставал вопрос о том, что комплекс требует капитальной перестройки, необходимой для комфортного проживания и работы большого концертно-учебного заведения. Рассматривались различные проекты реконструкции. Окончательный вариант, выполненный архитектором Л.Н. Бенуа, был одобрен императором Александрам III в 1886 году.

В 1886—1889 годах архитектор Леонтий Николаевич Бенуа полностью перестроил здание для Певческой капеллы придав ему современный облик с фасадами в стиле эклектики и устроив существующий концертный зал с превосходной акустикой.

В процессе создания единого ансамбля Капеллы Бенуа сохранил пристройку Шарлеманя, а особняк Фельтена разобрал до уровня первого этажа. К главному зданию был пристроен Царский павильон, возведены Школьные флигеля, Регентские классы, Машинное здание и два жилых дворовых флигеля со стороны Конюшенной улицы. Лицевая стена жилого корпуса выходящего на Большую Конюшенную улицу была сохранена, а его дворовая часть полностью перестроена с надстройкой двух этажей.

Флигели выходящие на Мойку и выполняющие роль жилых корпусов также подверглись перестройке, так как разрыв между ними располагался не перпендикулярно к главному двору (не по центральной оси фасада главного здания), а под углом. По этой причине часть одного из флигелей была разобранна, а длина другого увеличена. Поэтому со стороны Мойки корпуса имеют разную протяжённость. По проекту Бенуа между корпусами была установлена ограда с главными воротами.

Проектируя зал Капеллы Леонтий Бенуа планировал установку в нём органа. Но эти планы не были реализованы. Орган здесь появился только в 1927 году. Его изготовили в 1891 году для Голландской Реформатской церкви и изначально он был установлен в ней. В 1926 году церковь была закрыта и по инициативе органиста Федора Грибена и директора Капеллы Михаила Климова в 1927 году орган был перенесён в концертный зал Капеллы. Фасад органа создан при участии архитектора Поля Жако и является старейшим из сохранившихся в России. Орган Капеллы имеет статус памятника декоративно-прикладного искусства.

В время Великой Отечественной войны, в сентябре 1941 года, одна из немецких бомб попала в Царский павильон Капеллы, нанеся ему серьёзные повреждения, но не взорвавшись. Впоследствии павильон был разобран. В 2000 году Царский павильон был возведён заново по проекту архитектора В.Н. Вороновой.

Архитектура

Ансамбль зданий Певческой капеллы занимает участок клинообразной формы, начинающийся от реки Мойки и сужающийся к Большой Конюшенной улице. Комплекс композиционно связывает единое оформлением фасадов в стиле эклектика. На набережную Мойки выходят два жилых корпуса, проезд между которыми ведет в парадный двор. В глубине двора находится концертный зал Капеллы и пристроенный к нему Царский павильон.

Фриз на фасаде здания концертного зала украшен именами деятелей, послуживших русскому церковному пению и оставивших заметный след в истории Капеллы: Разумовский, Ломакин, Львов, Бортнянский, Глинка, Турчанинов, Потулов.

Участок занимаемый комплексом зданий разделён поперечными корпусами на четыре проходных двора.Также имеются два боковых двора внутри выходящих на Мойку жилых флигелей и два световых дворика.

Литература и источники1. «Капелла». Н.А. Садовый. Ленинград: Лениздат, 1972. 2. Певческая капелла: наследие Л.Н. Бенуа // Леонтий Бенуа и его время. П.Ю. Трубинов. СПб, 2008. — С. 196–215. 3. capella-spb.ru / Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга. Дата обращения: 16 августа 2023. 4. «Улица Большая Конюшенная». Б.М. Кириков. Москва: «Центрполиграф», 2003.

Вблизи расположены