Даты: 1715 г., 1726 г., 1783—1787 гг., 1841—1842 гг., 1851 г., 1906—1908 гг.

Автор(ы): инж. Л.Д, Готман, арх. А.П. Брюллов, ск. П.К. Клодт

Объект культурного наследия федерального значения

Экстерьер

Это один из самых известных мостов Петербурга, играющий важную роль в ансамбле Невского проспекта. Постоянный каменный мост появился здесь в 1780-х годах, а современный, украшенный скульптурами Клодта, возвели к 1842 году. Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Петра I дислоцировался за Фонтанкой и силами которого, по указу Петра Великого, в 1716 году[1] был возведен первый деревянный мост в этом месте.

С прокладкой Невского проспекта возникла необходимость в постройке в этом месте постоянного моста через Фонтанку. В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». Весной 1716 года работы были завершены. В итоге через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму.

Мост имел большую длину, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров. Строился мост силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков.

Батальон Аничкова размещался на берегу Фонтанки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой», как и сам мост, в результате ставший «Аничковым». «Народная этимология» возводящая название к некой Ане, или Аничке, так же как и ударение на первый слог, неверны.

В 1726 году деревянный мост с целью расширения был перестроен, а среднюю часть сделали подъёмной, так как к этому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда.

Стоит отметить, что до конца 18 века вдоль реки проходила граница города и у моста находилась застава, где осматривали паспорта пребывавших в столицу.

В 1783—1787 годах мост был перестроен в каменный и поставлен на сваи. Это был мост подобный соседнему мосту Ломоносова, он также имел четыре павильона.

Современный вид мост получил в 1841—1842 годах. Проект перестройки и расширения моста был составлен инженер-майором И.Ф. Буттацем при участии инженера А.Х. Редера и утверждён лично Николаем I в декабре 1840 года. Работы проходили под руководством генерал-лейтенанта А.Д. Готмана. В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы. Именно тогда на мосту были установлены четыре скульптуры коней с юношами, исполненные бароном Клодтом фон-Юргенсбургом[2].

Первоначально это были две (а не четыре как сейчас) разные скульптуры по одну сторону моста и две их копии по другую. Дело в том, что изначально эти скульптуры были заказаны у П.К. Клодта для украшения Адмиралтейской набережной (заказывало две скульптуры). Но император Николай I, курировавший проект пристани, не одобрил сочетание львов и лошадей, поэтому вместо Диоскуров на пристани были установлены вазы. П.К. Клодт обратил внимание на проект перестройки Аничкова моста и предложил поставить свои скульптуры на мосту. Предложение было одобрено. В итоге новый проект моста предусматривал установку двух пар скульптурных композиций на четырёх пьедесталах на западной и восточной сторонах моста.

В течении времени, несколько раз, император Николай I дарил пары этих скульптур другим правителям, так в 1842 году по его указанию две скульптуры отправились в Берлин, к прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и украсили главные ворота королевского дворца, а в 1846 году Николай I отправил две скульптуры «королю обеих Сицилий» Фердинанду II (в королевский дворец в Неаполе).

Стоит также отметить, что копии этих скульптур были установлены в России: у Орловского дворца в Стрельне и Петергофе, а также на усадьбе Голицыных в подмосковных Кузьминках, где они украсили портик Конного двора.

Окончательно облик мост получил в 1851 году. Когда П.К. Клодт не стал повторять прежнее скульптурное решение, а создал две новых композиции. В результате скульптурные группы расположенных по углам моста изображают четыре разных стадии покорения человеком дикого коня.

Со временем эксплуатация моста выявила серьёзные конструктивные недостатки, которые уже в 1843 году привели к деформациям в сводах. Периодические исследования 1843, 1847, 1855, 1899 годов фиксировали, что процесс продолжается. Исследование 9 октября 1902 года выявило аварийное состояние моста.

Считалось, что причиной этих изменений стала жёсткая гранитная облицовка, которая недостаточно надёжно связывалась с легкосжимаемой кирпичной кладкой сводов. Из-за отсутствия надёжной изоляции в щели, в местах соприкосновения материалов, попадала вода, разрушавшая своды под воздействием естественных сил.

На проект реконструкции моста ушло почти пять лет, поскольку в процессе решения несложной и чёткой технической задачи были высказаны противоположные взгляды на роль конструкций в образовании архитектурных форм. В конце концов, проект был утверждён и в 1906—1908 годах, под руководством архитектора П.В. Щусева, была проведена реконструкция Аничкова моста.

Во время Великой Отечественной войны мост не получил серьезных повреждений, но от артналётов значительно пострадали гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента для коней сохранили след от осколков немецкого артиллерийского снаряда. Сами скульптуры П.К. Клодта в 1941 году были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а по окончанию войны возвращены на свои места.

В середине 1990-х годов была проведена капитальная реконструкция чугунных ограждений моста. Они были скопированы и заново отлиты в городе Снежинске (об этом свидетельствует эмблема города Снежинск, которую можно найти на литье перил).

Архитектура

Аничков мост — это трехпролётный каменный мост. Его пролёты перекрыты пологими сводами, выложенными из кирпича. Опоры и пролёты облицованы розовым гранитом. Все конструкции моста заизолированы рольным свинцом. Длина пролётов составляет: среднего — 12,5 м, крайних — по 12,6 м. Ширина моста — 37,9 м, из которых проезжая часть занимает 31,9 м.

Украшают мост чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля (точно такие же перила уже были к тому времени в Берлине на Дворцовом мосту).

По углам моста расположены гранитные пьедесталы для статуй, на которых размещены скульптуры «Укротители коней».

Литература и источники
  • Путеводитель по Санкт-Петербургу. Под редакцией Комиссии по Народному образованию. Санкт-Петербург: издание Санкт-Петербургского Городского Общественного Управления, 1903. — С. 185.
  • Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 86.
  • Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга - Петрограда - Ленинграда. М.С. Бунин. Ленинград: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1986. — С. 280.