Даты: 1717—1724 гг.

Автор(ы): архитекторы Д. Трезини, Т. Швертфегер, К. Конрад

Архитектурный стиль: Петровское барокко, раннее барокко, русское барокко, барокко

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Филиал Музея городской скульптуры

Объект входит в состав комплекса:
Экстерьер

Это старейшая из сохранившихся церквей Петербурга, вокруг неё формировался весь последующий ансамбль Лавры, а архитектура её служила образцом для его строений. В храме погребены члены императорской фамилии, государственные деятели 18 — первой трети 19 века, в том числе великий полководец А. В. Суворов. В советское время церковь стала филиалом Музея городской скульптуры.

Расположен храм на территории Александро-Невской лавры, в северо-восточном углу монастырского каре, рядом с мостом через реку Монастырку.

Проект храма разработал Доменико Трезини, он и начинал его возведение, но затем руководить постройкой поручили Кристофу Конраду, которого на последнем этапе строительства сменил Теодор Швертфегер.

21 июля 1717 года «от речки заложили фундамент под церковь и под трапезу», первоначально планировалось, что в нижнем этаже будет находиться монастырская трапезная, но позже решено было устроить в полу храма места для захоронения членов царской фамилии и видных сановников.

Согласно христианскому обычаю люди, заходящие в храм, наступая на могильную плиту могли молитвенно помянуть похороненного под ней человека.

К 1719 году здание было выведено под кровлю, но отделочные работы продолжались ещё три года. Стены храма украсили лепниной и алебастровым орнаментом снаружи и окрасили под синий мрамор внутри.

Иконы и картины на библейские сюжеты для храма создавали такие художники как И. Адольский, И. Никитин и Д. Н. Соловьев.

В 1720 году начались работы по устройству усыпальницы на 21 место для погребения членов царской семьи и именитых вельмож. В верхнем двусветном этаже была освещена церковь в честь благоверного великого князя Александра Невского. В день освящения, 30 августа 1724 года (12 сентября по новому стилю), по указу Петра I сюда из Владимира были перенесены останки князя Александра Невского (в 1753 году святыню поместили в драгоценную серебряную раку, а в 1790 году раку с мощами Невского перенесли в построенный Свято-Троицкий собор).

Освещение нижней церкви-усыпальницы состоялось 25 марта 1725 года (7 апреля по новому стилю). Но первое захоронение здесь было проведено ранее. Первой в усыпальнице (в восточной части), 24 октября 1723 года, была похоронена царица Прасковья Фёдоровна. Рядом с ней под мраморными надгробными плитами (архитектор А. А. Пуаро, 1868 г.[2]) покоятся перенесенные сюда по приказу Петра Первого останки его сестры, царевны Натальи Алексеевны и сына, царевича Петра Петровича, первоначально похороненного в Лазаревской церкви. Также здесь покоятся и другие родственники Петра I, а на стене размещены бронзовые доски-эпитафии современникам Петра I - А. П. Апраксину и П. И. Ягужинскому.

В июле 1762 года в центральной части усыпальницы без особой помпы был погребён император Петр III — рядом с другой свергнутой правительницей, Анной Леопольдовной, которую также не удостоили Петропавловской крепости. Прах Петра III был вскрыт и перезахоронен его сыном Павлом после вступления на трон. В этом же месте похоронены великие княжны, отцовство которых сомнительно — дочь Екатерины II и две дочери Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Покоится здесь и Алексей Разумовский, предполагаемый морганатический супруг Елизаветы Петровны.

В 1764—1765 годах к западному фасаду архитектором М. Д. Расторгуевым[1] был пристроен двухэтажный лестничный павильон в формах барокко.

Во 2-й половине 18 века появляются «Парадные» скульптурные надгробия, первый таким надгробием стал памятник фельдмаршалу князю А. М. Голицыну (скульптор Ф. Г. Гордеев, 1788 г.) с аллегорическими изваяниями «Славы» и «Добродетели». Рядом находится надгробие княгини Е. С. Куракиной (скульптор И. П. Мартос). Мраморная скульптура плакальщицы с портретом символизирует «Благочестие».

В юго-западной части усыпальницы распологается небольшая капелла, облицованная розовым и серым мрамором, в ней помещен памятник графу Н. И. Панину (скульптор И. П. Мартос, 1780-е гг.), воспитателю будущего императора Павла I.

В 1783 году была устроена так называемая «палатка»[2] — пристройка в юго-восточной части усыпальницы (правый придел). Ещё до её сооружения на этом месте были положены каменные плиты, оказавшиеся внутри палатки. Вероятнее всего, палатка была устроена в связи с сооружением здесь нескольких архитектурных памятников государственным деятелям, связанным с Академией художеств — основателю Академии графу И. И. Шувалову, президенту Академии И. И. Бецкому, а также Вяземскому и Нарышкину.

С восточной стороны к Благовещенской церкви была пристроена небольшая приземистая ризница, где находятся семейные памятники Юсуповых.

6 (19 по новому стилю) мая 1800 года в храме был похоронен генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Он покоится под скромной надгробной плитой из белого мрамора у северной стены. На плите высечена надпись: «Здесь лежит Суворов», эту эпитафию Суворов избрал себе сам[3].

В начале 19 века в восточной части зала были установлены три памятника работы И. П. Мартоса[2]: надгробия графа А. Л. Лазарева (1802), Е. К. Чичаговой (1812) и отлитый из темной бронзы полнофигурный портрет княгини Е. И. Гагариной (1803).

В течение 19 века в Благовещенской церкви проводились реставрационные работы.

Благовещенская церковь в советское время

После Октябрьской революции все жилые помещения и службы Александро-Невской Лавры перешли в ведение различных нецерковных учреждений. Храмы были оставлены общинам верующих, организованных в двадцатки[3].

В ноябре 1932 года Благовещенскую церковь осматривала комиссия по организации музея-некрополя.

Как указывалось в протоколе, Благовещенская усыпальница «уже представляет собой готовый музей монументальной надгробной скульптуры, собрание которой, по мнению комиссии, следует лишь дополнить двумя памятниками работы И. П. Мартоса: И. Л. Лазарева из армянской Смоленской церкви и Е. Чичаговой со Смоленского лютеранского кладбища».

В феврале 1933 года президиум Леноблисполкома постановил: «учитывая возможность весьма эффективного использования здания под музей без всякого на то переоборудования, Благовещенскую церковь ликвидировать, здание передать Политпросветцентру для оборудования хранилища надгробной скульптуры». В этом же году церковь была изъята у приходской общины и передана Музею-некрополю надгробной скульптуры. Но работы по созданию музея затянулись почти на двадцать лет: в 1933 году начался ремонт, но вскоре он был прекращен из-за отсутствия средств.

С 1930-х годов в помещение усыпальницы начинают переносить ценные с точки зрения искусства надгробия с других кладбищ, в первую очередь с соседнего Лазаревского и из примыкающей к ней Духовской церкви Лавры. В Благовещенской церкви был устроен склад переносимой в музей мемориальной скульптуры. Верхняя церковь (второй этаж) была передана отделению геодезических съемок института Гипрогор и в 1935 году разделена на отдельные помещения.

Во время войны, когда на территории лавры размещался военный госпиталь, была начата реставрация усыпальницы.

После окончания войны учреждения постепенно перевели в другие места, а помещения отремонтировали. Художники Н. М. Суетина и А. В. Васильева в ноябре 1942 года привели в порядок могилу Суворова, оформив её живописными панно и флагами.

В 1948-1949 годах оба этажа здания занял Музей надгробной скульптуры. К находящимся в Благовещенской усыпальнице надгробиям добавились перенесенные в неё могильные памятники из Федоровской и Исидоровской церквей, а также из Лазаревской усыпальницы. В 1950 году музей был открыт для посетителей.

В 1954 году здание было закрыто на ремонт в связи с заменой междуэтажных перекрытий. Тогда же в зал Благовещенской усыпальницы были перенесены некоторые скульптурные памятники из Фёдоровской и Исидоровской церквей, а также из Лазаревской усыпальницы: надгробия Е. С. Куракиной, Е. А. Куракиной, А. С. Попова, B. C. Попова, скульптура плакальщицы работы А. Трискорни с надгробия М. С. Таировой.

С 1989 по 1999 годы была осуществлена комплексная реставрация Благовещенской усыпальницы, восстановлено первоначальное объемно-пластическое решение храма.

16 марта 2021 года верхний храм в честь благоверного князя Александра Невского распоряжением городского комитета имущественных отношений был передан в безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии[4].

7 апреля 2021 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в верхнем Александро-Невском храме Благовещенской церкви Свято-Троицкой Александро-Невской лавры была совершена Божественная литургия, первая после 88-летнего перерыва. Литургию совершил наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий в сослужении ключаря храма иеромонаха Прокопия (Павлова) и братии обители в священном сане[4].

Архитектура

Благовещенская церковь - первый каменный храм Петербурга[2], именно от неё началось формирование всего последующий комплекс Лавры, а её архитектура послужила образцом для строений монастырского ансамбля[1].

Здание храма двухэтажное, прямоугольное в плане, завершается деревянной 8-гранной башней под высоким гранёным куполом со световым фонариком. Храму присущи характерные для петровского зодчества черты - высокая кровля с переломом, декоративная обработка фасадов рустовкой нижнего этажа, пилястрами и лепниной в лучковых фронтонах и наличниках.

В храме установлены надгробья, выполненные крупнейшими скульпторами конца 18—начала 19 вв. — И. П. Мартосом, Ф. Г. Гордеевым, Ф. Ф. Щедриным и другими. По этой причине в советское время церковь решили сделать филиалом Музея городской скульптуры, в ведение которого входят некрополи 18 и 19 веков, расположенные по обе стороны от прохода в Лавру.

Литература и источники

1. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 80.

2. www.gmgs.ru/expoz/blags

3. www.lavra.spb.ru/about/hramy-i-pamjatniki/431-2011-03-06-09-52-13.html

4. www.patriarchia.ru/db/text/5795475.html

Вблизи расположены

Copyright © Madyudya Denis 2015-2022