Даты: 1717—1724 гг., 1764—1765 гг.

Автор(ы): архитекторы Д. Трезини, Т. Швертфегер, К. Конрад

Архитектурный стиль: Петровское барокко, раннее барокко, русское барокко, барокко

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Филиал Музея городской скульптуры

Объект входит в состав комплекса

Это старейшая из сохранившихся церквей Петербурга, вокруг неё формировался весь последующий ансамбль Александро-Невской лавры, а архитектура её служила образцом для его строений. В храме погребены члены императорской фамилии, государственные деятели 18 — первой трети 19 века, в том числе великий полководец Александр Васильевич Суворов (1729-1800). В советское время церковь стала филиалом Музея городской скульптуры.

Расположен храм на территории Александро-Невской лавры, в северо-восточном углу монастырского каре, рядом с мостом через реку Монастырку.

Проект храма разработал Доменико Трезини. Архитектор начал постройку, но затем руководить возведением церкви поручили Кристофу Конраду, которого на последнем этапе строительства сменил Теодор Швертфегер.

21 июля 1717 года «от речки заложили фундамент под церковь и под трапезу», первоначально планировалось, что в нижнем этаже будет находиться монастырская трапезная, но позже решено было устроить в полу храма места для захоронения членов царской фамилии и видных сановников.

К 1719 году здание было выведено под кровлю, но отделочные работы продолжались ещё три года. Стены храма украсили лепниной и алебастровым орнаментом снаружи и окрасили под синий мрамор внутри.

Иконы и картины на библейские сюжеты для храма создавали такие художники как И. Адольский, И. Никитин и Д.Н. Соловьев.

В 1720 году начались работы по устройству усыпальницы на 21 место для погребения членов царской семьи и именитых вельмож. В верхнем двусветном этаже была освещена церковь в честь благоверного великого князя Александра Невского. В день освящения, 30 августа 1724 года (12 сентября по новому стилю), по указу Петра I сюда из Владимира были перенесены останки князя Александра Невского (в 1753 году святыню поместили в драгоценную серебряную раку, а в 1790 году раку с мощами Невского перенесли в построенный Свято-Троицкий собор).

Освещение нижней церкви-усыпальницы состоялось 25 марта 1725 года (7 апреля по новому стилю). Но первое захоронение здесь было проведено ранее. Первой в усыпальнице (в восточной части), 24 октября 1723 года, была похоронена царица Прасковья Фёдоровна. Рядом с ней под мраморными надгробными плитами (архитектор А.А. Пуаро, 1868 г.[2]) покоятся перенесенные сюда по приказу Петра Первого останки его сестры, царевны Натальи Алексеевны и сына, царевича Петра Петровича, первоначально похороненного в Лазаревской церкви. Также здесь покоятся и другие родственники Петра I, а на стене размещены бронзовые доски-эпитафии современникам Петра I — А.П. Апраксину и П.И. Ягужинскому.

В июле 1762 года в центральной части усыпальницы без особой помпы был погребён император Петр III — рядом с другой свергнутой правительницей, Анной Леопольдовной. Прах Петра III был вскрыт и перезахоронен его сыном Павлом после вступления на трон. В этом же месте похоронены великие княжны, отцовство которых сомнительно — дочь Екатерины II и две дочери Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Покоится здесь и Алексей Разумовский, предполагаемый морганатический супруг Елизаветы Петровны.

В 1764—1765 годах к западному фасаду архитектором Михаилом Дмитриевичем Расторгуевым[1] был пристроен двухэтажный лестничный павильон в формах барокко.

Во 2-й половине 18 века появляются «Парадные» скульптурные надгробия, первый таким надгробием стал памятник фельдмаршалу князю А.М. Голицыну (скульптор Ф.Г. Гордеев, 1788 г.) с аллегорическими изваяниями «Славы» и «Добродетели». Рядом находится надгробие княгини Е.С. Куракиной (скульптор И.П. Мартос). Мраморная скульптура плакальщицы с портретом символизирует «Благочестие».

В юго-западной части усыпальницы располагается небольшая капелла, облицованная розовым и серым мрамором, в ней помещен памятник графу Н.И. Панину (скульптор И. П. Мартос, 1780-е гг.), воспитателю будущего императора Павла I.

В 1783 году была устроена так называемая «палатка»[2] — пристройка в юго-восточной части усыпальницы (правый придел). Ещё до её сооружения на этом месте были положены каменные плиты, оказавшиеся внутри палатки. Вероятнее всего, палатка была устроена в связи с сооружением здесь нескольких архитектурных памятников государственным деятелям, связанным с Академией художеств — основателю Академии графу И.И. Шувалову, президенту Академии И.И. Бецкому, а также Вяземскому и Нарышкину.

С восточной стороны к Благовещенской церкви была пристроена небольшая приземистая ризница, где находятся семейные памятники Юсуповых.

Могила полководца Суворова

6 (19 по новому стилю) мая 1800 года в храме был похоронен генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Он покоится под скромной надгробной плитой из белого мрамора у северной стены. На плите высечена надпись: «Здесь лежит Суворов», эту эпитафию Суворов избрал себе сам[3].

В начале 19 века в восточной части зала были установлены три памятника работы И.П. Мартоса[2]: надгробия графа А.Л. Лазарева (1802), Е.К. Чичаговой (1812) и отлитый из темной бронзы полнофигурный портрет княгини Е.И. Гагариной (1803).

В течение 19 века в Благовещенской церкви проводились реставрационные работы.

Благовещенская церковь в советское время

После Октябрьской революции все жилые помещения и службы Александро-Невской Лавры перешли в ведение различных нецерковных учреждений. Храмы были оставлены общинам верующих, организованных в двадцатки[3].

В ноябре 1932 года Благовещенскую церковь осматривала комиссия по организации музея-некрополя. Как указывалось в протоколе, Благовещенская усыпальница «уже представляет собой готовый музей монументальной надгробной скульптуры, собрание которой, по мнению комиссии, следует лишь дополнить двумя памятниками работы И. П. Мартоса: И. Л. Лазарева из армянской Смоленской церкви и Е. Чичаговой со Смоленского лютеранского кладбища».

В феврале 1933 года президиум Леноблисполкома постановил: «учитывая возможность весьма эффективного использования здания под музей без всякого на то переоборудования, Благовещенскую церковь ликвидировать, здание передать Политпросветцентру для оборудования хранилища надгробной скульптуры». В этом же году церковь была изъята у приходской общины и передана Музею-некрополю надгробной скульптуры. Но работы по созданию музея затянулись почти на двадцать лет: в 1933 году начался ремонт, но вскоре он был прекращен из-за отсутствия средств.

С 1930-х годов в помещение усыпальницы начинают переносить ценные с точки зрения искусства надгробия с других кладбищ, в первую очередь с соседнего Лазаревского и из примыкающей к ней Духовской церкви Лавры. В Благовещенской церкви был устроен склад переносимой в музей мемориальной скульптуры. Верхняя церковь (второй этаж) была передана отделению геодезических съемок института Гипрогор и в 1935 году разделена на отдельные помещения.

Во время войны, когда на территории лавры размещался военный госпиталь, была начата реставрация усыпальницы. После окончания войны учреждения постепенно перевели в другие места, а помещения отремонтировали. Художники Н.М. Суетина и А.В. Васильева в ноябре 1942 года привели в порядок могилу Суворова, оформив её живописными панно и флагами.

В 19481949 годах оба этажа здания занял Музей надгробной скульптуры. К находящимся в Благовещенской усыпальнице надгробиям добавились перенесенные в неё могильные памятники из Федоровской и Исидоровской церквей, а также из Лазаревской усыпальницы. В 1950 году музей был открыт для посетителей.

В 1954 году здание было закрыто на ремонт в связи с заменой междуэтажных перекрытий. Тогда же в зал Благовещенской усыпальницы были перенесены некоторые скульптурные памятники из Фёдоровской и Исидоровской церквей, а также из Лазаревской усыпальницы: надгробия Е.С. Куракиной, Е.А. Куракиной, А.С. Попова, B.C. Попова, скульптура плакальщицы работы А. Трискорни с надгробия М.С. Таировой.

С 1989 по 1999 годы была осуществлена комплексная реставрация Благовещенской усыпальницы, восстановлено первоначальное объемно-пластическое решение храма.

16 марта 2021 года верхний храм в честь благоверного князя Александра Невского распоряжением городского комитета имущественных отношений был передан в безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии[4].

7 апреля 2021 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в верхнем Александро-Невском храме Благовещенской церкви Свято-Троицкой Александро-Невской лавры была совершена Божественная литургия, первая после 88-летнего перерыва. Литургию совершил наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий в сослужении ключаря храма иеромонаха Прокопия (Павлова) и братии обители в священном сане[4].

Архитектура

Благовещенская церковь первый каменный храм Петербурга[2], именно от неё началось формирование всего последующий комплекс Лавры, а её архитектура послужила образцом для строений монастырского ансамбля[1].

Здание храма двухэтажное, прямоугольное в плане, завершается деревянной 8-гранной башней под высоким гранёным куполом со световым фонариком. Храму присущи характерные для петровского зодчества черты — высокая кровля с переломом, декоративная обработка фасадов рустовкой нижнего этажа, пилястрами и лепниной в лучковых фронтонах и наличниках.

В храме установлены надгробья, выполненные крупнейшими скульпторами конца 18 — начала 19 веков: И.П. Мартосом, Ф.Г. Гордеевым, Ф.Ф. Щедриным и другими. По этой причине в советское время церковь решили сделать филиалом Музея городской скульптуры, в ведение которого входят некрополи 18 и 19 веков, расположенные по обе стороны от прохода в Лавру.

Источники и примечания

1. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А.А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 80.

2. Благовещенская усыпальница. Государственный музей городской скульптуры. Дата обращения: 24.09.2022.

3. Храмы и приделы. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Дата обращения: 11.09.2023.

4. Старейший храм Александро-Невской лавры передан в безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии. Patriarchia.ru. Дата обращения: 12.06.2024.

Вблизи расположены