Даты: 1759—1761 гг., 1829—1831 гг. (перестройка), 1944—1948 гг. (реконструкция).

Автор(ы): архитекторы: Ф.Б. Растрелли, П.П. Жако

Архитектурный стиль: классицизм, поздний классицизм

Объект культурного наследия регионального (местного) значения

В настоящее время: Малый зал имени М.И. Глинки Санкт-Петербургской академической филармонии

Экстерьер

В 1759—1761 годах на этом месте, по проекту Ф.Б. Растрелли, был возведен особняк для генерала А.Н. Вильбоа. Здесь устраивались балы и маскарады, с 1802 года проводились концерты первого в России Филармонического общества. В 1828 году владельцем здания стал полковник Василий Энгельгардт. В 1829-1830 годах дом был полностью перестроен архитектором П. Жако. Одним из новых помещений стал концертный зал, в настоящее время являющийся Малым залом Петербургской филармонии. В юго-западной части здания располагается вход в вестибюль станции метро «Гостиный двор».

Построенный архитектором Ф.Б. Растрелли 3-этажный особняк принадлежа А.Н. Вильбоа до 1766 года, когда он перешел в собственность князя А.М. Голицына. В конце 18 века вдова князя сдала дом в аренду французскому эмигранту Лиону, который устраивал здесь маскарады и концерты. После смерти Лиона, в 1799 году Голицина продала дом богатому откупщику М. Кусовникову.

24 и 31 марта 1802 года в Лионовом зале дома состоялись первые концерты филармонического общества Санкт-Петербурга. В этих стенах состоялись мировые премьеры, в 1802 году оратории Гайдна «Сотворение мира», в а в 1824 и «Торжественной мессы» Бетховена. В 1805 году общество взяло помещение у М. Кусовникова в эксклюзивную аренду.

В 1823-1828 годах на первом этаже дома помещалась книжная лавка И.В. Слёнина, где бывали А.С. Пушкин, Ф.В. Булгарин, П.А. Вяземский, Н.И. Гнедич, А.А. Дельвиг, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, декабристы К.Ф. Рылеев, А.А. И Н.А. Бестужевы, В.И. Штейнгель.

Следующим владельцем дома стал знакомый А.С. Пушкина,  полковник Василий Васильевич Энгельгардт, женившийся на дочери Кусовникова и получивший дом в качестве приданого.  Энгельгардт решил провести перестройку здания, приспособив его для концертов по образу парижского «Пале Рояль».

В 1829—1832 годах особняк, принадлежавший О. М. Энгельгардт, был перестроен архитектором П. П. Жако (учеником К. Росси) в стилистике позднего классицизма. Здание стало 4-этажным, центральная часть фасада, выходящего на Невский проспект, получила портик на уровне третьего и четвертого этажей. Среди новых помещений появился концертный зал с хорошей акустикой, отделанный в стиле рококо[1].

Василий Энгельгардт продолжил сложившуюся традицию проведения музыкальных вечеров и балов-маскарадов. Маскарады в доме Энгельгардта были очень популярны, их посещали, в том числе и члены царской семьи. Гостями вечеров были и известные личности: В. Жуковский, А. Пушкин, М. Лермонтов, И. Тургенев. В зале выступали Г. Берлиоз, Р. Вагнер, И. Штраус, Ф. Лист, К. Шуман, М. И. Глинка, А. Г. Рубинштейн, П. Виардо.

В интерьерах дома происходит действие драмы Михаила Лермонтова «Маскарад», которая была написана им в 1835 году.

Также у Энгельгардта проходили вечера Дворянского и Малого Мещанского собраний.

6 декабря 1835 года в доме открылось Дворянское собрание. Эта дата считается днем рождения Дворянского собрания. Впоследствии Дворянское собрание получило специально построенное по велению Императора Николая I собственное здание по адресу Михайловская улица, 2.

В 1859 году, когда дом принадлежал уже Е. В. Ольхиной, здесь действовал Купеческий клуб.

С 1869 по 1900-е годы в доме Энгельгардта размещался Учетный и ссудный банк. В начале 1880-х годов для нужд банка был выполнен ряд переделок, в том числе построено хранилище банка во дворе. В 1895—1896 годах под руководством архитектора Л. Н. Бенуа была проведена реконструкция банковских помещений.

С 1934 года в здании размещался НИИ «Гипроникель».

В 1929-1937 в доме проживал конструктор танка Т-34 М.И. Кошкин.

Во время Великой Отечественно войны, в  1941 году, дом был сильно повреждено попаданием авиабомбы. Восстановлением здания в 1944-1948 годы руководили архитекторы В.А. Каменский и А.А. Лейман. При реконструкции архитекторы старались вернуть зданию его исторический облик (в формам 1830-х годов).

15 мая 1949 года состоялось торжественное открытие Малого зала Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) филармонии, названного в честь композитора Михаила Ивановича Глинки.

В 1966—1968 годах в угловую часть здания, выходящую к каналу Грибоедова и на Невский проспект, был встроен вестибюль станции метро «Гостиный двор» (являющийся также выходом со станции метро «Невский проспект»).

В 1995 в здании начал свою работу международный бизнес-центр «Невский, 30».

Литература и источники1. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 68.

Вблизи расположены