Даты: 1765–1766 гг.

Автор(ы): инженеры В.И. Назимова, И.М. Голенищев-Кутузов; архитектор Л. Руска

Объект культурного наследия федерального значения

Мост у Казанского собора, перекинутый через канал Грибоедова, воспринимается как часть Казанской площади. Это самый низкий мост в Петербурге и второй по ширине после Синего моста. Длина Казанского моста составляет 18,8 метра, а ширина 95 метров. Существующий мост был сооружён на месте прежнего деревянного в 1765–1766 годах и первоначально именовался Рождественским. Современный облик и название Казанский мост получил в 1805–1806 годах, когда его реконструировали и расширили до современных размеров по проекту архитектора Луиджи Руска.

В 1924–1944 годах Казанский мост носил имя Плеханова (мост Плеханова) – видного деятеля русского и международного социалистического движения.

Первый деревянный мост через реку Кривушу, по руслу которой позднее был прорыт Екатерининский канал (с 1923 года именуемый канал Грибоедова), возвели здесь в первой половине 18 века.

Рождественский мост

Построенный в 1765–1766 годах на месте деревянного каменный мост, получивший название Рождественский (по расположенной рядом церкви Рождества Богородицы), был сооружён по проекту инженеров В.И. Назимова и И.М. Голенищева-Кутузова. Однопролётный арочный мост возведён в ходе работ по облицовке гранитом набережных канала.

Пролёт моста был перекрыт кирпичным сводом с прокладными рядами из известняковых плит, опоры выполнены из бутовой кладки с гранитной облицовкой, а фасадные арки сложены из гранита[1]. Мост украшала кладка из крупных каменных квадратов, отёсанных в форме четырёхгранных пирамид (бриллиантовый руст), чугунное перильное ограждение и лестничные сходы к воде.

Реконструкция и расширение 1805–1806 годов

В связи с постройкой Казанского собора, перепланировкой прилегающей к нему территории и возросшим транспортным движением по Невскому проспекту, встал вопрос о расширении моста.

Работы по реконструкции были выполнены под руководством архитектора Луиджи Руска в 1805–1806 годах. При этом гранитная облицовка фасадов моста получила гладкую ровную поверхность, были убраны лестничные сходы к воде, а чугунные решётки на мосту заменили на гранитные парапеты.

Источники и примечания
  • М.С. Бунин. Мосты Ленинграда. Ленинград: 1986. — С. 62.
  • Ю.В. Новиков. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П.П. Степнов. — Ленинград: Лениздат, 1991.

Вблизи расположены