Архитектурный ансамбль был возведен в 1720—1723 годах архитектором Николаем Гербелем по указу императора Петра I. В 1817—1823 годах комплекс полностью перестроил Василий Стасов. Это замечательный памятник периода высокого классицизма, играющий важную градостроительную роль и выделяющийся совершенством пропорций и богатством светотеневых акцентов. В центре южного фасада располагается церковь Спаса Нерукотворного Образа
Комплекс зданий занимает квартал ограниченный Конюшенной площадью, набережными канала Грибоедова и реки Мойки. Конюшенные корпуса, охватывающие многоугольный двор, были возведены в этом месте в 1720-х годах архитектором Николаем Гербелем по распоряжению Петра Великого. В центре южной части позднее была возведена и освящена к 1737 году деревянная надвратная церковь. Авторство проекта приписывают Михаилу Земцову или Доменико Трезини. В 1746 по указу императрицы Елизаветы Петровны деревянную церковь перестроили в камне.
В 1817—1823 годах комплекс был полностью перестроен по проекту одного из талантливейших зодчих первой половины18 века Василия Петровича Стасова. При перестройке Стасов сохранил первоначальную конфигурацию Николая Гербеля[1].
Композиция фасада здания придворных конюшен закреплена по углам павильонами с лоджиями и колоннами дорического ордера. В сторону Мойки (на север) здание обращено протяженным глухим фасадом с полуциркульными окнами, который следует изгибу реки на протяжении около 250 метров. Со стороны Конюшенного переулка дугообразный флигель охвачен великолепной колоннадой из 22 дорических колонн, которая связывает набережную Мойки с Конюшенной площадью. На площадь обращены двухэтажные административные корпуса, объединенные в одну композицию надвратной церковью Спаса Нерукотворного. После перестройки Стасова роль главного фасада Императорских конюшен была четко определена за южным.
Почти кубический объём храма Спаса Нерукотворного Образа на оси фасада, обращенной на Конюшенную площадь, украшает высокий портик ионического ордера, углублённый в лоджию. Стены по ее сторонам несут барельефы на евангельские сюжеты «Несение креста» и «Вход в Иерусалим» исполненные скульптором Василием Демут-Малиновским.
1 февраля 1837 года в Конюшенной церкви происходила панихида у гроба А. С. Пушкина перед тайной отправкой в Святогорский монастырь, близ села Михайловского.
На протяжении 19 века комплекс подвергался многочисленным перестройкам (модернизациям) в разное время. Работами руководили архитекторы Михаил Земцов, Антонио Ринальди, Пётр Садовников. Во время этих работ первоначальный облик здания был искажен. В 1949—1951 годах здание императорских конюшен было реставрировано под руководством архитектора Н. П. Никитина, но без полного воссоздания первоначальной архитектуры фасада со стороны Мойки[1]. Реставрация происходила и в последующие годы.
После революции конюшенный комплекс отдали конной милиции, затем — гаражу НКВД. В здании церкви с 1923 года размещался клуб конной милиции, а позднее отделение института Гидропроект.
В 1990 году церковное здание было возвращено Русской православной церкви. Первое богослужение прошло в 1991 году.
В 2001 году ансамбль зданий Главных императорских конюшен получил статус объекта культурного наследия федерального значения. С начала 2000 годов правительство Петербурга находится в поисках инвестора, чтобы на условиях концессии отреставрировать Конюшенное ведомство и приспособить его к современному использованию.
1. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 119, 130.