Здание построено в 1891—1896 годах по проекту гражданского инженера Владимира Владимировича Николя (1852—1901) на месте здания Большого (Каменного) театра, при этом стены и фундамент театра были включены в новое здание Консерватории. Это был первый в Петербурге «каменный» театр, несколько раз перестраивавшийся за свою историю. Фасады здания консерватории решены в эклектичном стиле в духе итальянского Возрождения.
Большой (Каменный) театр
Большой (Каменный) театр являлся первым постоянным театральным зданием в Санкт-Петербурге, крупнейшим в России (вмещал около 2000 зрителей) и одним из крупнейших в Европе 18 — первой половины 19 века. За свою историю он несколько раз перестраивался[1].
Начало постройки театра было положено императрицей Екатериной II в 1775 году. Театр строился по проекту архитектора Антонио Ринальди, но после того как в 1779 году Ринальди упал с лесов и более не смог лично руководить постройкой, этим занялся архитектор Федор фон Баур. Участие в постройке театра также принимал немецкий театральный художник и архитектор Людвиг Филипп Тишбейн (1744—1806). Открытие театра состоялось 24 сентября 1783 года оперой «Лунный мир» Паизиелло. Массивное здание театра имело скромно оформленный фасад, украшенный дорическими пилястрами.
В 1802 году император Александр I пожелал увеличить и отделать заново Большой театр, сделав его внешний облик более парадным. В 1805 году театр был перестроен по проекту Тома де Томона, за что зодчий получил титул придворного архитектора. Тома де Томон увеличил объем здания, пристроил со стороны главного фасада ионический портик с фронтоном в стиле высокого классицизма. Театр также получил богатую внутреннюю отделку.
В 1811 году здание театра сгорело. В 1813 году, обследуя театр после пожара, Тома де Томон упал со стены и от полученных травм скончался. В итоге театр был восстановлен только к 1818 году по проекту франзуского архитектора Антона Антоновича Модюи (1775—1854) и открылся вновь прологом «Аполлон и Паллада на Севере» и балетом Шарля Дидло «Зефир и Флора» на музыку композитора Катарино Кавоса.
В 1835—1836 годах Большой (Каменный) театр был реконструирован архитектором Альбертом Катериновичем Кавосом (1800—1863), при этом количество ярусов в зрительном зале было увеличено с 3-х до 5-ти и он стал вмещать до 3 тысяч зрителей.
По своим размерам и изяществу Большой театр принадлежал к лучшим зданиям Петербурга. Главный фасад этого театра был украшен портиком с колоннами тосканского ордена. С 1896 года в этом вновь перестроенном здании помещается С.-Петербургская Консерватория. В театральном ея зале даются концерты и устраиваются спектакли частной оперы[2].
Санкт-Петербургская консерватория
Санкт-Петербургская консерватория основана в 1862 году Русским Музыкальным Обществом по инициативе выдающегося русского пианиста и композитора А.Г. Рубинштейна на базе музыкальных классов, существовавших с 1860 года. Это первое в России высшее учебное учреждение профессионального музыкального образования.
История Консерватории неразрывно связана с именами ее первого выпускника П.И. Чайковского (1865) и Н.А. Римского-Корсакова — её профессора с 1871 по 1908 год, ставшего основоположником петербургской композиторской школы. В 1944 году, в год столетия со дня рождения композитора, Консерватории было присвоено имя Н.А. Римского-Корсакова.
По сторонам от здания установлены памятник М.И. Глинке и памятник Н.А. Римскому-Корсакову.
После Октябрьской революции Консерватория была включена в число государственный учебных заведений и получила статус вуза. В 1934 при ней открылся музыкальный техникум, ставший впоследствии Санкт-Петербургским музыкальным училищем имени Н.А. Римского-Корсакова.
В настоящее время здание Консерватории закрыто строительными лесами, не завершены начатые несколько лет назад реставрационные работы.
Архитектура здания Консерватории
Существующее здание Консерватории включает в себя часть стен и фундамент старого театра, но в целом представляет собой новое строение спроектированное инженером-архитектором Владимиром Владимировичем Николя (1852—1901).
Здание с двумя главными фасадами можно разделить на две части — консерваторию (музыкальное высшее учебное заведение) с её учебными классами и Большой зал. Главный фасад консерватории обращен на север, а главный фасад Большого зала выходит на юг. Фасады решены в эклектичном стиле в духе итальянского Возрождения с измельченными деталями.
В 1912 году здание Консерватории было частично перестроено по проекту архитектора Траугота Яковлевича Бардта (1873—1942). В первую очередь переделки затронули Большой зал, так как акустика в нём была неудовлетворительной. Зал был укорочен и расширен, что в свою очередь потребовало переделки южного фасада. В итоге он утратил первоначальный облик, получив довольно сдержанное оформление.
- О консерватории. Официальный сайт Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Дата обращения: 14.02.2024.