Прачечный мост расположен рядом с Летним садом, он соединяет набережную Кутузова и Дворцовую набережную у истока Фонтанки. Это один из первых каменных мостов, построенных в Петербурге. Его возвели в 1766—1769 годах, автор проекта точно неизвестен. До настоящего времени мост сохранился практически в своем первоначальном облике, за исключением уменьшения угла уклонов проезжей части.
Мост построен одновременном с сооружением гранитной набережной левого берега Невы у Летнего сада, решетки Летнего сада и Верхне-Лебяжьего моста и составляет вместе с ними единую композицию.
В первоначальном проекте, выполненном в 1762 году, это был трехпролетный каменный мост с деревянным разводным пролетом, но в окончательном проекте стал неразводным. Автор проекта Прачечного моста неизвестен. Возведением гранитных набережных руководил архитектор Юрий Матвеевич Фельтен (1730—1801). Строительство моста велось под руководством Т.И. Насонова[1] (впоследствии архитектора).
Прачеченый, Верхне-Лебяжий и Эрмитажный мосты являются первыми каменными мостами Петербурга.
Происхождение названия моста связано с тем, что рядом, на углу Сергиевской улицы и Фонтанки некогда располагались дворцовые прачечные (Прачечный двор).
Рядом с мостом расположен Летний дворец Петра I (Летний сад). Ниже по течению находится Пантелеймоновский мост.
В 1926—1928 годах Прачечный мост был реконструирован по проекту инженера Б.Д. Васильева. В ходе работ были укреплены подводные части моста, опоры арок, восстановлены ледорезы. При этом во внешний вид моста изменения не вносились, за исключением смягчения уклонов его проезжей части[2][3]. Вследствие этого у тротуаров потребовалось устроить лестничные спуски.
Архитектура
Прачечный мост — это трёхпролётный мост с неравными каменными сводами. Средний пролёт моста больше и выше двух смежных с ним. Мост облицован гранитными блоками правильной резки. Береговые устои и речные опоры устроены на свайном основании. Тротуары открылков с четырёх сторон имеют ступени для перехода на уровень набережных. Над опорами устроены овальные люкарны, которые облегчают каменную кладку моста и обогащают его внешний облик.
Длина моста составляет 40,9 м (между открылками — 37,5 м), ширина между парапетами — 14,3 м, ширина тротуаров — 2,13 м.