Даты: 1808 г., 1813-1814 гг., 1953 г.

Автор(ы): инженер и архитектор В.И. Гесте

Объект культурного наследия федерального значения

Красный мост через реку Мойка был возведён в 1813-1814 годах по проекту инженера и архитектора Вильяма Гесте и ныне имеет статус памятника федерального значения. Из трех однотипных чугунных мостов через Мойку, построенных в начале 19 века по проекту Гесте, только Красный мост сохранил до нашего времени свой оригинальный исторический облик. Это один из первых чугунных мостов Петербурга. Относится к числу петербургских мостов с «цветными» названиями.

На плане города 1717 года в этом месте отмечен деревянный мост. В 1737 году Г. ван Болесом был построен деревянный подъёмный мост. В конце 18 века мост был перестроен (в дереве), при этом подъёмная часть была убрана.

Название Красный происходит от цвета окраски деревянного моста. Название закрепилось за мостом с 1778 года.

Существующий Красный мост был возведён в 1813-1814 годах. Автором проекта моста был Вильям Гесте (1753 или 1763-1832) — шотландский инженер и архитектор, работавший в России.

В 1784 году Вильям Гесте по приглашению архитектора Чарлза Камерона прибыл в Россию и работал чертёжником на строительстве Царскосельских дворцов. С 1792 года поступил на службу архитектором в Кабинет Ея Императорского Величества и в дальнейшем внёс большой вклад в планирование и развитие множества городов (Киева, Вильно, Смоленска, Вятки, Пензы, Екатеринослава, Красноярска, Томска и других).

В 1796 году американский инженер и изобретатель Роберт Фултон опубликовал в Лондоне проект чугунного моста. Этот проект так и не был реализован на родине Фултона, но в 1806 году на его основе инженер Вильям Гесте разработал проект Зелёного моста через реку Мойку в Санкт-Петербурге[1].

В других источника отмечается, что первым мостом возведённым Гесте на основе проекта предложенного Фултоном, был пешеходный чугунный Бердов мост через реку Пряжку в Петербурге, построенный в 1805—1806 годах. И уже после успешной проверки конструкции предложенной Робертом Фултони, инженер Гесте применил этот метод при устройстве мостов через Мойку.

Свойства чугуна, а именно его хрупкость и невозможностью восприятия растягивающих усилий, обусловили арку в качестве конструктивной формы пролётного строения из чугуна. Для создания условий массового промышленного производства унифицированных частей пролётных строений мостов, арочный свод был разделён на отдельные составляющие элементы, которые скреплялись болтами.

Гесте убедился в состоятельности такого решения и в 1806—1820 годах по его проектам и под его наблюдением в Санкт-Петербурге были построены первые чугунные мосты: Зелёный мост, Красный мост, Поцелуев мост через реку Мойку, Обводный, Александровский мост через Введенский канал[2].

Из трех однотипных чугунных мостов через Мойку, построенных в начале 19 века по проекту В.И. Гесте, только Красный мост сохранил до нашего времени свой оригинальный исторический облик.

Красный мост относится к числу петербургских мостов с «цветными» названиями. Помимо него «цветные» названия получили ещё несколько мостов через Мойку: Жёлтый, Зелёный и Синий. Все из них, кроме Жёлтого моста (ныне Храповицкий мост), сохранили не только свои названия, но и окраску.

В настоящее время Красный мост является объектом культурного наследия федерального значения[3].

Литература и источники

1. Новые конструкции и рационалистические идеи. Архитектура Петербурга середины XIX века. А.Л. Пунин. Ленинград: Лениздат, 1990. — С. 90.

2. Распоряжение от 27.02.2018 № 07-19-75/18 - Набережные и мосты реки Мойки КГИОП (27 февраля 2018). Дата обращения: 25 февраля 2020.

3. Мост Красный. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Дата обращения: 21.12.2023.