Московские ворота

Даты: 1834—1838 гг.

Автор(ы): архитектор В. П. Стасов, скульптор Б. Орловский

Архитектурный стиль: ампир

Объект культурного наследия федерального значения

Триумфальное сооружение было возведено в 1834-1838 годах по проекту архитектора Василия Стасова в честь победы в русско-турецкой войне 1828—1829 годов. Оформление Московских ворот выполнено скульптором Борисом Орловским. Это крупнейшее в мире архитектурное сооружение, собранное из чугунных деталей. Высота ворот: 24 м, ширина: 36 м. Шесть пар дорических колонн высотой в 15 метров поддерживают перекрытие, которое увенчано изваяниями воинских доспехов. На фризе размещены изображения гениев Славы, держащих щиты с гербами российских губерний.

На аттике с обеих сторон из позолоченных букв размещена надпись «Победоносным российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830 и 1831 годах». С северной стороны (со стороны центра города) — на латинском языке, со южной стороны — на русском.

Детали Московских ворот были изготовлены на Александровском чугунолитейном заводе в Санкт-Петербурге (ныне ПАО «Пролетарский завод») по детальным чертежам и шаблонам, которые предоставил архитектор. Первую колонну изготовили и доставили на стройплощадку в 1835 году, а полностью все чугунные детали и медные скульптурные элементы были закончены в 1837 году. Церемония открытия ворот состоялась 16 (28) октября 1838 года.

Установленные на границе города ворота имели две кордегардии (помещения для караула) по сторонам[1] и вместе формировали единый архитектурный ансамбль. Площадь на которой распологались ворота получила название площадь Московские ворота.

В 1936 году Московские ворота были разобраны в рамках работ по переносу центра Петербурга на юг с главной площадью у Дома Советов (на Московской площади). Ворота предпологалось разместить в планируемом парке (ныне Московский парк Победы). В послевоенные годы от идеи переноса центра отказались и в 1959—1960 годах, по инициативе директора КГИОП Николая Николаевича Белехова, Московские ворота были восстановлены на первоначальном месте без кордегардий.

В мае 1965 года площадь у Московских ворот была переименована в Московскую, но ужу в 1968 года было восстановлено историческое название — Московские Ворота.

В 1961 году была построена станция метро «Московские ворота» с наземным вестибюлем, встроенным в четырехэтажное здание (арх. А. К. Андреев, А. М. Соколов, В. В. Кудрявцев) расположенное на западном краю площади.

Литература и источники1. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 262.

Вблизи расположены