Триумфальное сооружение было возведено в 1834–1838 годах по проекту архитектора Василия Петровича Стасова (1769–1848) в честь победы в русско-турецкой войне 1828–1829 годов. Оформление Московских ворот выполнено скульптором Борисом Орловским. Это крупнейшее в мире архитектурное сооружение, собранное из чугунных деталей. Шесть пар дорических колонн поддерживают перекрытие, которое увенчано изваяниями воинских доспехов. На фризе размещены изображения гениев Славы, держащих щиты с гербами российских губерний.
Надпись на аттике ворот свидетельствует о том, что они посвящены победам русских войск в русско-персидской войне 1826–1828 годов, русско-турецкой войне 1828–1829 годов и при усмирении восстания в Царстве Польском в 1830–1831 годах.
Детали Московских ворот были изготовлены на Александровском чугунолитейном заводе в Санкт-Петербурге (ныне ПАО «Пролетарский завод») по детальным чертежам и шаблонам, предоставленным В.П. Стасовым. Первую колонну изготовили и доставили на стройплощадку в 1835 году, а полностью все чугунные детали и медные скульптурные элементы были закончены в 1837 году. Церемония открытия ворот состоялась 16 (28) октября 1838 года.
Поставленные на границе города Московские триумфальные ворота имели две кордегардии (помещения для караула) по сторонам и вместе формировали единый архитектурный ансамбль. Площадь на которой располагались ворота получила название площадь Московские ворота.
В 1936 году Московские ворота были разобраны в рамках работ по переносу центра Петербурга на юг с главной площадью у Дома Советов (на Московской площади). Ворота предполагалось разместить в планируемом парке (ныне Московский парк Победы). В послевоенные годы от идеи переноса центра отказались и в 1959–1960 годах, по инициативе директора КГИОП Николая Николаевича Белехова, Московские ворота были восстановлены на первоначальном месте без кордегардий.
В мае 1965 года площадь у Московских ворот была переименована в Московскую, но ужу в 1968 года было восстановлено историческое название — Московские Ворота.
29 апреля 1961 года была открыта станция метро «Московские ворота» наземный вестибюль которой был встроен в четырехэтажное здание (архитекторы А.К. Андреев, А.М. Соколов, В.В. Кудрявцев) расположенное на западном краю Московской площади.
Архитектура Московских ворот
Московские триумфальные ворота решены в стиле ампир и представляют собой двенадцатиколонный двухрядный дорический портик-пропилеи. Шесть пар колонн высотой в 15 метров поддерживают перекрытие, которое увенчано изваяниями воинских доспехов. На фризе размещены изображения гениев Славы, держащих щиты с гербами российских губерний.
На момент сооружения это было крупнейшее сооружение мира, собранное полностью из металла. Высота ворот составляет 24 метра, а ширина 36 метров.
На аттике ворот (с обеих сторон) из позолоченных букв размещена надпись «Победоносным российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830 и 1831 годах». С северной стороны (со стороны центра города) – на латинском языке, с южной стороны – на русском.