Храм по проекту архитектора Василия Петровича Стасова строился 7 лет, с 1828 по 1835 год. Ко времени освящения это был крупнейший храм в Российской империи. Крестообразный в плане каменный собор в стиле ампир увенчан мощным пятиглавием. Фасады оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом, в нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов. Храм является композиционным центром Троицкой площади, голубые купола его в ясную погоду видны за 20 км от города.
История Троице-Измайловского собора
Решение построить для Измайловского полка каменный собор взамен обветшалой деревянной церкви принял император Николай I.
В высочайшем рескрипте, данном 2 октября 1827 года, государь отмечал: в память о том времени, когда он командовал лейб-гвардии Измайловским полком, он желает построить новую церковь на деньги Кабинета его императорского высочества.
Николай I хотел, чтобы новый храм, как и деревянная Троицкая церковь, имел три придела: главный – в честь Святой Троицы, южный - св. Марии Магдалины, северный – св. мч. Иоанна Воина. Вмещать собор должен был 3000 человек.
Закладку нового храма совершил 25 мая 1828 года митрополит Серафим (Глаголевский). Руководили строительством три человека: сам император, архитектор Василий Петрович Стасов (автор проекта) и инженер Петр Петрович Базен (глава Комитета для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге).
Николай I лично контролировал весь процесс и утверждал проекты. Это порой серьезно усложняло работу – уже готовые решения приходилось переделывать, сообразуясь с художественным вкусом государя, но зодчим удавалось отстаивать и свои точки зрения.
Золотые звезды на голубой фон куполов добавлены по личному указанию Николая I: «купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери».
25 мая (6 июня) 1835 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) торжественно освятил храм. На время освящения это был крупнейшим храм в Российской империи.
15 (27) февраля 1867 года в соборе состоялось венчание Ф.М. Достоевского с А.Г. Сниткиной, а 6 (18) ноября 1894 года — отпевание А.Г. Рубинштейна.
При храме действовало благотворительное общество, имевшее в своём распоряжении богадельню, приют и бесплатные квартиры. В 1912 году было основано Братство православного воспитания детей.
Советский период
После революции, с июля 1922 года по 1924 год причт собора примыкал к обновленцам. В 1928—1938 годах храм был кафедральным собором митрополитов Ленинградских (Серафима (Чичагова) и Алексия Симанского).
22 апреля 1938 года храм был закрыт. Предполагался его снос или перестройка в городской крематорий, но планы эти не были осуществлены.
В период Великой Отечественной войны храм получил некоторые повреждения. В 1952—1953 и 1966—1967 годах была осуществлена реставрация внешнего вида. В самом здании бывшего собора находился склад.
В 1990 году собор был возвращён Русской православной церкви.
Современность
В 2004 году был начат новый этап реставрации, во время которого, 25 августа 2006 года, произошло возгорание строительных лесов, установленных для реставрации купола собора, переросшее в сильный пожар. В результате пожара, в 17 часов 10 минут, произошло обрушение внешних конструкций большого купола собора на внутренний свод. От огня пострадали также два малых купола, уже отреставрированных к июню 2007 года. Эвакуация прихожан, присутствовавших на богослужении, проходившем в это время, и церковных ценностей прошла успешно, пострадавших не было; однако самому собору был нанесён непоправимый урон — полностью уничтожена деревянная конструкция купола, находившаяся в храме более 170 лет.
В конце 2007 года были завершены работы на малом северном куполе и ликвидация последствий пожара. В главном куполе собора были проведены подготовительные работы, монтаж конструкций из клееного бруса, которые стали основой главного купола. Весной 2008 года началась роспись храма. В течение 2008 года производился монтаж каркаса центрального купола собора. 9 октября 2008 года состоялся чин освящения креста и его установка на центральный купол.
Архитектура
Крестообразный в плане Троице-Измайловский собор решён в стиле ампир и увенчан мощным пятиглавием. Фасады оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. Высота собора около 80 метров. Храм вмещает более 3000 человек.
Внешний главный купол (внутренний купол около 20 метров) создан с помощью интересных деревянных радиальных ферм, спроектированных инженером П.П. Базеном.
Малые купола образованы металлическим каркасом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов выполненные скульптором С.И. Гальбергом.
Интерьер
Интерьер украшают коринфские колонны и пилястры, покрытые белым искусственным мрамором. На стенах размещались мраморные доски с именами погибших в сражениях офицеров Измайловского полка (также здесь располагались трофеи побед Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов)[1].
- Свято-Троицкий собор л.-гв. Измайловского полка. И.И. Невдачин. Санкт-Петербург: тип. М.Я. Квара, 1910.
- Путеводитель по С.-Петербургу. Санкт-Петербург: типо-литография Шредера, 1903. — С. 287.