Даты: 1885-1895 гг.

Автор(ы): архитектор М.Е. Месмахер

Архитектурный стиль: эклектика (историзм)

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: Музей прикладного искусства ​СПбГХПА им. А.Л. Штиглица

Здесь размещается:
Музей прикладного искусства академии имени А.Л. Штиглица (Музей)

Музей является первым в России музеем декоративно-прикладного искусства. Посещение учебного музея возможно только по предварительной записи в формате экскурсии в сборной группе или через заказ индивидуального сопровождения для своей группы.Официальный сайт →Страница во ВКонтакте →

Экстерьер

Здание возведено в 1885-1895 годах для размещения первого в России музея декоративно-прикладного искусства. Музей изначально открылся в расположенном рядом здании Центрального училища технического рисования, но по мере роста его коллекции было решено возвести для него специальное здание. Проект здания разработал архитектор М.Е. Месмахер, являвшийся в это время директором Центрального училища технического рисования. Здание включает в себя черты разных архитектурных стилей (эклектика). Треть общей площади занимает главный выставочный зал со стеклянным куполом.

История

Училище технического рисования было основано в 1876 году на средства Александра Людвиговича Штиглица (1814-1884) — крупного промышленника, банкира и мецената. В 1879—1881 годах было построено здание Центрального училища технического рисования, расположенное ныне по адресу Соляной переулок, дом 13 (с правой стороны от здания музея).

В начале 18 века в этом месте, напротив Летнего сада, располагалась Партикулярная верфь, где строили баркасы и лодки. Для её рабочих по указанию Петра Первого была построена часовня во имя святого Пантелеймона, которую вскоре заменила Пантелеймоновская церковь. К концу 18 века на этой территории построили амбары для соли и вин, место стало именоваться Соляной городок. В 1870 году в Петербурге состоялась Всероссийская мануфактурная (промышленная) выставка, основные мероприятия которой проходили в комплексе зданий Соляного городка, для этого на месте амбаров было возведено специальное здание, ныне известное как Сельскохозяйственный музей (пер. Соляной, 9, лит. А).

При училище был создан музей. С ростом коллекции музея возникла необходимость в его расширении. По завещанию барон Штиглиц оставил училищу сумму в 9 миллионов рублей серебром. Благодаря этому появилась возможность строительства специального здания для музея, а также приобретения ценных экспонатов.

Здание музея строили с 1885 по 1895 год[1]. Проектирование и строительство было поручено первому директору Центрального училища технического рисования Максимилиану Егоровичу Месмахеру (1842-1906) .

М.Е. Месмахер — академик архитектуры, профессор Академии художеств, автор ряда зданий в Москве и Санкт-Петербурге. С 1877 по 1896 являлся директором Центрального училища технического рисования.

Из суммы завещанной А.Л. Штиглицем на строительство здания было потрачено 300 тысяч рублей. На годовое содержание музея, согласно устава, направлялось 40 тысяч рублей. Активное участие в отделочных работах принимали ученики и преподаватели училища.

Торжественное открытие музея в новом здании состоялось 30 апреля 1896 года в присутствии императорской семьи. В событии приняли участие И.Е. Репин, К.С. Петров-Водкин, А.А. Рылов, А.П. Остроумов-Лебедев, Д.В. Григорович[1].

К открытию музея экспозиция включала более 15000 произведений искусства[2]. В дальнейшем экспонаты приобретались с процентов от завещанного бароном А.Л. Штиглицем капитала. В благодарность за работу совет училища выплатил Месмахеру 50 тысяч рублей[1].

Музей стал первым в России музеем декоративно-прикладного искусства[1]. Он был открыт для широкой публики и являлся одним из самых посещаемых музеев Петербурга.

Архитектура

Музей Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица включает в себя черты разных архитектурных стилей и имеет четкую симметричную планировку.

Разрабатывая проект здания М.Е. Месмахер поставил задачу создать наглядное пособие по истории художественных стилей, а также уделил особое внимание системе освещения. Всего в музее было устроено тридцать два зала, каждый из которых декорировался в определённом историческом стиле продиктованном коллекцией, которая должна была в нём экспонироваться.

Среди залов: древнеримский, византийский, раннехристианский, готический, венецианский зал, залы английского и французского искусства.

Треть общей площади (1196 квадратных метров)[1] занимает главный выставочный зал (Итальянский), который освещается естественным дневным светом через двойной стеклянный купол – одна из крупнейших конструкций из железа и стекла в петербургском строительстве конца 19 века. По периметру зала располагается двухъярусная аркада.

Главный фасад здания выделяется своим пышным архитектурным и скульптурным декором. На нём размещены портреты и имена выдающихся мастеров художественного ремесла и прикладного искусства разных стран и эпох (Рафаэля, А. Дюрера, Л. Гиберти, Л. делла Робиа, А. Ленотра, Б. Палисси и других). В нишах боковых ризалитов установлены фигуры покровительницы искусства Афины Паллады и покровителя ремёсел Гефеста (выполнены М.А. Чижовым в 1888—1889 годах)[1].

Центральная часть главного фасада выделена ризалитом, завершающимся треугольным фронтоном над которым возвышается четырехреберный купол. Во фронтоне расположен горельеф «Аллегория художеств» с аллегориями живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства и, предположительно, истории искусства (выполнен А. Г. Бауманом в 1887—1888 годах)[1].

В центральной части горельефа размещена фигура атлетически сложенного человека имеющего портретное сходство с М.Е. Месмахером.

Завершает фронтон крылатая фигура Гения Славы с лавровым венком в правой руке.

Перед центральной частью главного фасада установлены два бронзовых фонаря-торшера украшенных фигурами маленьких мальчиков занятых творчеством (путти).

Литература и источники

1. «Лебединая песнь». Максимилиан Месмахер. Т.Е. Тыжненко. Ленинград: Лениздат, 1984.

2. Памятники архитектуры XIX-XX веков. Памятники архитектуры Ленинграда. А.Н. Петров, Е.А. Борисова, А.П. Науменко, А.В. Повелихина. Изд. 4-е, исправл. и доп.. Ленинград: Стройиздат. Ленинградское отделение, 1976.

Вблизи расположены