Даты: 1783-1789 гг., 18—20 вв.

Автор(ы): архитектор И.Е. Старов

Архитектурный стиль: классицизм

Объект культурного наследия федерального значения

В настоящее время: штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств

Экстерьер

Петербургская резиденция князя Григория Потёмкина возведена в период с 1783 по 1789 год по проекту архитектора Ивана Егоровича Старова. Дворец, решённый в стиле классицизм, по обширному и роскошному внутреннему убранству представлял в своё время одно из замечательнейших зданий Петербурга. Своим названием он обязан титулу «светлейшего князя Таврического», который был пожалован Потёмкину в 1787 году. Сегодня во дворце располагается штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств.

Дворец построен по указанию Екатерины II для своего фаворита, светлейшего князя Григория Александровича Потёмкина (1739—1791). Комплекс зданий дворца расположен на Шпалерной улице, в квартале между Потёмкинской и Таврической улицами. За дворцом располагается Таврический сад.

Таврический дворец строился в период с 1783 по 1789 год. Автором проекта дворца в стиле классицизм был архитектор Иван Егорович Старов (1745—1808). На возведение и отделку было затрачено около 400 000 рублей золотом. По обширному и роскошному внутреннему убранству дворец представлял одно из замечательнейших зданий в Петербурге. Одновременно с возведением дворца с южной от него стороны садовым мастером В. Гульдом, в 1783—1800 годах, был разбит Таврический сад.

Своим названием дворец обязан титулу «светлейшего князя Таврического», который был пожалован Потёмкину в 1787 году, после знаменитого путешествия Екатерины II в Крым (Тавриду). Одним из украшений дворца была античная статуя Венеры Таврической, привезённая в Россию при Петре I.

От Таврического дворца происходят наименования Таврического сада, Таврической улицы и Таврического переулка.

Первоначально Таврический дворец был открыт к Неве, от которой шёл канал завершавшийся гаванью-ковшом. Эта архитектурная перспектива, украшавшая панораму невских берегов, существовала до постройки напротив дворца, в 1858—1863 годах, водонапорной башни и других сооружений Центральной городской водопроводной станции.

Занимаясь освоением обширных новоприобретённых территорий на юге страны — Новороссией, князь Потёмкин нечасто бывал в своём дворец. В последний год жизни, весной 1791 года, он прибыл сюда, чтобы вернуть себе особое расположение императрицы у молодого Платона Зубова. 28 апреля (9 мая) 1791 года в Таврическом дворце было дано неслыханное по пышности торжество на которое явились три тысячи придворных. В аллегорической форме перед государыней была развёрнута библейская история Амана и Мардохея, призванная предостеречь её от оплошного увлечения молодым вертопрахом. Но Екатериной оно было воспринято как прощальное.

Державин составил в стихах развёрнутое «Описание торжества, бывшего по случаю взятия города Измаила в доме генерал-фельдмаршала князя Потёмкина-Таврического 1791 г. 28 апреля».

Потёмкин не мог оставаться в Петербургу, служба требовала его постоянного пребывания на юге России. Таким образом князь владел дворцом немногим более года, а прожил здесь и того меньше. После смерти Потёмкина в 1792 году Таврический дворец перешёл в казну.

Екатерина II в последние годы жизни любила проводить в Таврическом дворце весну и осень. Но с восхождением на престол императора Павла I дворец пришёл в запустение и был превращен в манеж Конногвардейского полка.

При Александре I в Таврический дворец возвратили всё, что было вынесено из него по приказанию Павла I, и сам император Александр Павлович провел в нем часть осени 1803 года. После этого дворец более не имел значения резиденции.

Сегодня во дворце располагается штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств.

Архитектура

Центральный двухэтажный корпус дворца с шестиколонным дорическим портиком располагается в глубине парадного двора и увенчан плоским куполом на невысоком барабане. Гладкие плоскости его стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Главный фасад центрального корпуса, оформленный портиком, выходит на север, а выходящий на юг садовый фасад оформляет полуротонда с круглым в плане балконом. Два небольших флигеля увенчаны купольными башнями.

Одноэтажные галереи объединяют главный корпус с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор. Сам двор отделён от улицы невысокой оградой, возведённой в 1792—1793 годах архитектором Ф.И. Волковым.

В архитектурный комплекс Таврического дворца входит также так называемый дом садового мастера, построенный в 1793—1794 по проекту Ф.И. Волкова для садового мастера В. Гульда.

Вблизи расположены