Даты: 1748—1835 гг.

Автор(ы): архитекторы: Б.Ф. Растрелли (автор проекта), Ю.М. Фельтен, В.П. Стасов, П.И. Таманский

Архитектурный стиль: елизаветинское барокко, русское барокко, барокко

Объект культурного наследия федерального значения

Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного (Воскресенского, Новодевичьего) монастыря – первого в Петербурге женского монастыря. В 1740-е годы императрица Елизавета Петровна решила, что проведёт последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря и указала построить монастырский комплекс на месте «Смольного дома» – небольшого дворца, в котором она часто жила в юные годы. Архитектором ансамбля был назначен придворный архитектор Бартоломео Франческо Растрелли (1700—1771).

Торжественная церемония закладки храма состоялась 30 октября 1748 года. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и высокой колокольней.

Площадь перед монастырем названа в честь Ф.Б. Растрелли, как дань уважения заслугам архитектора. Его мастерство обогатило Петербург такими замечательными ансамблями как Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе и выдающийся комплекс Смольного монастыря.

С 1749 года, в качестве помощника Растрелли, строительство Смольного собора курировал Христиан Кнобель. Финансирование поступало регулярно и в полном объеме. На строительстве собора ежедневно было занято до 2000 солдат Петербургского и Кронштадтского гарнизонов, а также 1500 мастеров из Ярославской и Костромской губерний «за плату в три копейки в день». Строительные материалы изготавливались на невских, сясьсских, олонецких и уральских заводах. Лепные работы для Смольного собора выполняли братья Джани, П. Цег, Ф.-М. Ламони, И. Финстервальтер, Дж.-Б. Гусени, И. Г. Фоэст.

К 1751 году были закончены подготовительные работы и завершены все фундаменты. Началось возведение самого собора. Но вскоре началась Семилетняя война с Пруссией, приостановившая строительство. А 25 декабря 1761 года умерла Елизавета Петровна, на трон вступил Петр III. В итоге финансирование осуществлялось уже на недостаточном уровне и строительство пошло медленно.

В 1762 году основные работы по возведению здания собора были завершены. В этом же году, после отъезда Растрелли в Италию, главным архитектором Смольного собора был назначен Юрий Матвеевич Фельтен (1730–1801). Начались работы по отделке храма, которые осуществлялись уже под руководством Фельтена. Но из-за нехватки средств отделка собора так и не была завершена, а колокольню, на уже подготовленных фундаментах, окончательно решили не строить.

27 июня 1764 года состоялось открытие Смольного института — первого в России женского учебного заведения, положившего начало женскому образованию. Институт был основан по инициативе И.И. Бецкого и в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 24 апреля (5 мая) 1764 года. Указ предусматривал воспитание двухсот благородных девиц в новостроящемся Новодевичьем монастыре. Первоначально учреждение именовалось «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Собор оставался недостроенным почти 70 лет и ветшал. Только в конце 1820-х годов Николай I повелел достроить храм. В итоге работы были выполнены по проекту переработанному Василием Петровичем Стасовым (1769–1848).

Строительство всего ансамбля Смольного монастыря было завершено под руководством архитектора В.П. Стасова в 1835 году. Из первоначального замысла Бартоломео Растрелли полностью воплощенного в авторской модели, хранящейся в Музее Академии художеств, осталась не осуществленной только грандиозная колокольня высотой в 140 метров. Стоит также отметить, что реализованный проект, имеет существенные отличия от сохранившейся модели, которые были внесены самим Бартоломео Растрелли.

На месте, которое должна была занять колокольня, в 1830-х годах архитектор В.П. Стасов устроил площадку торжественного подхода к собору, огражденную чугунной оградой собственного рисунка (одной из лучших решеток города) и фланкирующими въезд симметричными корпусами, решёнными в стиле классицизм. В это же время Стасов завершил отделку интерьера собора.

В 1860-х годах архитектором П.И. Таманским был переработан внешний вид корпусов, которые были выстроены В.П. Стасовым. Таманский придал корпусам черты стиля барокко, объединив их с архитектурой собора.

Советский период

После революции, 20 апреля 1922 года, из Смольного собора было изъято практические всё церковное имущество, а в 1923 году было принято решение о его закрытии. Однако, в итоге, собор был закрыт в 1931 году. В 1972 году был демонтирован иконостас.

В отличие от других крупнейших храмов Санкт-Петербурга, Смольный собор не стал музеем. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал.

Современный период

24 мая 2009 года епископ Гатчинский Амвросий отслужил в соборе первый, после длительного перерыва, молебен, а с 2010 года Смольный собор вновь был открыт для богослужений.

7 апреля 2010 года, в праздник Благовещения, спустя 87 лет, были вынесены кресла из правого Екатерининского придела собора, освободив место для полутысячи молящихся. Божественную литургию в этот день отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров).

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга подарил для богослужения старинный престол. К этому дню восстановлен запрестольный образ Богородицы — копия картины Алексея Венецианова, хранящейся в Государственном Русском музее.

После этого Богослужения в южном приделе собора стали совершаться регулярно по воскресным дням, а 6-7 января 2011 года в соборе прошло первое с 1917 года Рождественское богослужение.

В 2015 году Смольный собор был окончательно передан в ведение Русской православной церкви.

Архитектура

Ансамбль Смольного монастыря представляет собой комплекс жилых — келейных корпусов, трапезной и библиотеки, формирующих крестообразный парадный двор с четырьмя церквами-башнями по углам (крестообразное каре) и грандиозным пятиглавым собором в центре (высота храма 93 метра[2]). Служебные дворы по сторонам охвачены глухой оградой с фигурными башенками.

Замкнутый ансамбль монастыря характерен для середины 18 века и является выдающимся произведением стиля русского барокко, характеризующегося декоративной пластической и цветовой насыщенностью. Этот стиль также называют Елизаветинским барокко, говоря о нём как о гибриде петровского и московского барокко с североитальянскими дополнениями. Стиль Елизаветинского барокко наиболее полно воплотился именно в грандиозных постройках Ф.Б. Растрелли.

В некоторых монастырских корпусах сохранилась отделка Растрелли.

От монастыря до берега Невы простирается парк, объединяющий три рядом стоящих здания монастыря и бывших воспитательных институтов, учрежденных при монастыре в середине 1760-х годов.

Источники и примечания

2. Заметки о строительстве Смольного монастыря в Петербурге. В. Ефимов. АРДИС: Архитектура, Реставрация, Дизайн и Строительство. 2010. №1, №2(45).

 

Вблизи расположены